Новый закон о сми казахстан

В Казахстане приняли новый закон о СМИ

ФОТО : МТРК «МИР» / Петр Королев

Закон о СМИ приняли в Казахстане. Новый документ одобрили в парламенте во втором чтении, сообщает «МИР 24».

Закон регламентирует публикацию данных о детях, пострадавших от противоправных действий, и обязывает СМИ получать согласие на распространение персональных сведений героев репортажей.

«Все изменения в течение года обсуждали с участием журналистов и других представителей СМИ. Они со своей стороны внесли 7-8 поправок. Также все представители средств массовой информации согласились и поддерживают те поправки, которые предложили в министерстве. У нас по каждому новому пункту есть аргументация», – заявил министр информации и коммуникаций Республики Казахстан Даурен Абаев.

Сейчас документ отправили на подпись президенту Нурсултану Назарбаеву.

Авторы законопроекта ранее сообщали, что документ защитит зрителя и читателя от некачественной информации, а средства массовой информации получат платформу для дальнейшего развития.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.

Общество Назарбаев подписал новый закон о СМИ

Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал поправки по вопросам информации и коммуникаций, передает МИА « Казинформ » со ссылкой на пресс-службу Акорды.

— Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», направленный на совершенствование законодательства по вопросам информации и коммуникаций, — говорится в сообщении.

Текст Закона публикуется в печати.

Напомним, 21 декабря Сенат Парламента РК в двух чтениях принял закон с поправками и дополнениями в законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций.

Выступая перед сенаторами, министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев сообщил, что в законе предусматривается внесение изменений и дополнений в 16 законов и 6 кодексов. По его словам, основным направлением закона является дальнейшее формирование качественной законодательной базы для развития СМИ. Ранее законопроект был презентован в Мажилисе Парламента, где министр подробно доложил о содержании документа.

— 280 поправок вносится данным проектом закона, и каждая поправка в течение года была всесторонне обсуждена с участием журналистов и других представителей СМИ (. ) Они внесли всего лишь 7-8 поправок со стороны представителей СМИ. Все это мы, конечно, рассмотрели. Также все представители СМИ согласились и поддерживают все поправки, предложенные со стороны министерства. И у нас по каждой поправке есть аргументация, почему мы вносим такую поправку, — сообщил министр.

По словам разработчиков, закон представляет собой целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трех отраслей информации, связи и информатизации. Это позволит усилить механизмы защиты прав наших граждан в информационной сфере, совершить качественные изменения в деятельности СМИ, увеличить их возможность по доступу к информации и обеспечить внутреннюю гармонизацию национального законодательства для обеспечения более высокого качества применения.

Нурсултан Назарбаев подписал поправки, запрещающие анонимные комментарии на казахстанских информационных ресурсах, сообщает Sputnik со ссылкой на пресс-службу Акорды.

— Главой государства подписан закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», направленный на совершенствование законодательства по вопросам информации и коммуникаций, — говорится в сообщении пресс-службы.

Поправки предусматривают норму, согласно которой интернет-пользователи больше не смогут оставлять анонимные комментарии на казахстанских ресурсах. Собственников сайтов обяжут заключать с ними соглашения об идентификации на портале электронного правительства или SMS-идентификации.

Как ранее пояснил министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, норма вызвана оскорблениями в Сети, а также комментариями, разжигающими социальную и межнациональную рознь. Это не отменит права человека использовать вымышленное имя при комментировании, однако порталу станет известно, кто именно зарегистрирован под псевдонимом.

Напомним, что 25 ноября 2017 года казахстанский журналист Данияр Молдабеков приковал себя наручниками к дереву в центре Алма-Аты. Работник СМИ выразил протест против нормы, согласно которой необходимо согласовывать публикации, которые содержат информацию о частном лице. По мнению журналиста, это требование мешает частным расследованиям.

После акции с Молдабековым согласился встретиться министр Абаев.

Против принятия этого закона выступали журналисты, правозащитники и международные организации. В обращении к депутатам Сената Казахстана Международный фонд защиты свободы слова «Адил Соз» заявлял, что основные положения законопроекта «существенно противоречат международным стандартам свободы слова, рекомендациям ООН, ОБСЕ, ОЭСР, ЮНЕСКО и ограничивают реализацию конституционных гарантий свободного получения и распространения информации, свободу выражения мнений, препятствует СМИ полноценно выполнять поставленную Президентом задачу борьбы с коррупцией».

Назарбаев подписал резонансные поправки в закон о СМИ

Закон представляет целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трёх отраслей: информации, связи и информатизации.

Нурсултан Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», сообщается на сайте Акорды.

Как ранее отмечал министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, закон представляет целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трёх отраслей: информации, связи и информатизации.

Основные направления поправок в Закон о СМИ включают:

  • Дальнейшее формирование качественной законодательной базы для развития СМИ. В целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций законопроектом планируется исключить такие виды наказаний как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации.
  • Организацию взаимодействия казахстанцев со СМИ. Предусмотрено ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребёнка, пострадавшего в результате противоправных действий. Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникших при публикации недостоверной информации.
  • Определение в каждом госоргане уполномоченного лица или подразделения по взаимодействию со СМИ с чётко очерченным функционалом. Предусматривается, что данные лица или структуры будут подчиняться напрямую первому руководителю. Такие механизмы позволят усилить роль действующих пресс-секретарей и пресс-служб.
  • Регламентирование процесса предоставления информации средствам массовой информации по их устным и письменным запросам с указанием сроков, формы и порядка. Расширяется понятие «официальное сообщение».

Новый закон обязывает журналистов проверять достоверность информации перед публикацией, получать официальные комментарии.

В законе комплексно предложены нормы, направленные на реализацию программы «Цифровой Казахстан». Также имеются нормы, направленные на совершенствование процессов проектирования, создания и экспертизы государственных информационных систем.

Концепция к проекту закона была вынесена на интернет-обсуждение в сентябре 2016 года, чтобы в документ смог внести поправки любой желающий. Ранее Даурен Абаев пояснял, что закон направлен на серьёзные изменения в сфере информации. По его мнению, документ затрагивает интересы широких профессиональных групп и общественности в целом.

На стадии законопроекта предложенные поправки вызвали широкий резонанс и споры в обществе. В этом году министр информации и коммуникаций Даурен Абаев неоднократно выступал с разъяснениями и комментариями к изменениям в законе о СМИ.

Оценку законопроекту дал и эксперт ОБСЕ.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Почему закон о СМИ в Казахстане касается каждого?

Уже год как в республике обсуждаются поправки в законодательство, которое регулирует деятельность СМИ. Их разработало Министерство информации и коммуникаций (МИК РК). В начале сентября проект начал рассматривать Мажилис (нижняя палата Парламента РК). Предлагаются изменения не в один, а в 16 законов и кодексов, в том числе – о СМИ, о рекламе, о телерадиовещании, об авторских и смежных правах, о персональных данных и их защите и даже в Кодекс об административных правонарушениях. Планируется, что работа над законопроектом продлится до весны 2018-го. И если поправки будут приняты в сегодняшнем виде, многое изменится не только для журналистов, но и для простых казахстанцев. «Открытая Азия онлайн» расскажет, почему это коснётся каждого, и как коснётся.

Полезным будет узнать, что законодательство республики приравнивает все интернет-ресурсы к СМИ. Это значит, что формально требования, правила, регулирующие нормы, о которых речь пойдёт ниже, распространяются на социальные сети (от Фейсбука до Одноклассников), блоги и сайты компаний, а не только на телеканалы, газеты и информагентства.

1. Идентификация комментатора
Пользователи всех этих ресурсов наверняка неприятно удивятся, узнав, как разработчики предлагают регулировать сетевые комментарии. Эта норма была придумана сначала МИК. Во время обсуждения в рабочей группе медиаюристы, НПО, журналисты настаивали на её исключении и добились своего. Затем законопроект был отправлен на согласование с государственными органами, и для общественности стало большим сюрпризом, что после этого норма про комментарии снова появилась, и именно в такой редакции ушла в парламент.

Изложено довольно витиевато. Юристы расшифровывают смысл так:

Собственники сайтов должны будут разработать что-то вроде пользовательского соглашения, а каждый, кто захочет выразить своё мнение под статьёй какого-нибудь информагентства или оставить комментарий на любом другом «общедоступном ресурсе», должен будет это соглашение принять, а затем пройти процедуру идентификации – либо на сайте egov.kz (электронное правительство), либо через SMS, полученную на свой (зарегистрированный) мобильный номер.

2. Ваше согласие требуется
Новый законопроект наделяет журналистов новыми обязанностями.

Стоит разобрать эти нормы детально.

Проверять достоверность информации и так входит в профессиональные обязанности журналиста, как в функционал врача, например, входит лечение, а педагога – обучение. Необходимость прописывать это не ясна. Особенно в контексте слов «путём направления запросов соответствующим лицам и (или) организациям». Директива словно бы обязывает пользоваться именно этим способом проверки и рассылать официальные запросы по каждой теме, на которую пишешь, а статей на некоторых информ-сайтах выходит по полсотни в день. Редакции рискуют остаться без новостей и оставить без них читателей, учитывая, с какой скоростью чиновники реагируют.

А пункт 3-1) медиаюристы вообще называют проблемным. Он предписывает прежде, чем рассказывать о человеке, заручиться его согласием на распространение сведений. О том, как получать это «да», в законе ничего не говорится и совершенно непонятно:

Действительно, мера ответственности в законопроекте не определена. Но нет гарантий, что она там не появится, а размытые формулировки не сделают её легко применимой.

– Это делается, на наш взгляд, с одной целью – чтобы лица, которые имеют претензии по фактам публикации тех или иных сведений о себе, о своих банковских счетах, ещё о чём-либо, имели возможность предъявить претензии к СМИ или начать судебные разбирательства, – считает медиаюрист Ольга Диденко.

И хотя кажется, что эта поправка имеет отношение исключительно к журналистской деятельности, на самом деле она может работать в отношении многих.

3. Осторожно, пропаганда!
Если поправки будут приняты в нынешнем виде, то придётся очень сильно осторожничать со словами. В них есть такое новшество, и когда законопроект разрабатывался, никто даже не предполагал, что оно появится:

Медиаюристы считают эту норму потенциально опасной и даже отправили её на экспертизу в ОБСЕ.

Когда происходит акт терроризма, СМИ обязательно это освещают. Они приводят факты: во сколько произошло событие, сколько человек совершили преступление, кто они – мужчины или женщины, какое оружие применяли, как действовали. Это факты. Но если прокрутить колесо мыши вверх и перечитать «Примечание» к предлагаемой поправке, то станет понятным, что даже публикация фактов о теракте может расцениваться как агитация за терроризм.

А если пригласить в студию или на газетную полосу экспертов по теме, то это ещё больше будет похоже на пропаганду – как она описана в определении разработчиков.

Кстати, судя по всему, формулировки для него подбирали недолго, а просто позаимствовали их из «Википедии».

Пропага́нда (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago — «распространяю») — в современном политическом дискурсе понимается как открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе намеренно искажённых и вводящих в заблуждение, для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.

Существуют гораздо более чёткие трактовки этого понятия, как например: «Пропаганда – заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведёт пропаганду, то есть контроль за мышлением и поведением».

В законопроекте же спланированность вообще не упоминается, а намеренное искажение информации ради агитации упоминается через запятую после «фактов».

А за пропаганду терроризма, в отличие от других информационных проступков, предусмотрено суровое наказание – от пяти до девяти лет лишения свободы.
Именно поэтому юристы будут категорически настаивать на исключении этой нормы из проекта.

4. Осторожно, дети!
В закон о СМИ собираются ввести ещё одно совершенно новое ограничение.

Распространяться эта мера будет как на юридические лица, так и на физические. Единственное исключение – публикация детских фото без согласия возможна по требованию правоохранительных органов.

Это нововведение юристы считают очень хорошим.

5. Право на собственное изображение
Столь строгое регулирование предполагается только в случаях использования снимков несовершеннолетних. Со взрослыми проще, но также появятся нюансы.

По словам экспертов, в целом предлагаемая норма – хорошая. Но есть и в ней недоработки. Нигде в законодательстве не обозначено, что значит «общественные интересы». Следует прописать или это понятие, или оговорку, что СМИ заведомо действуют в интересах общества.
С этим положением следовало бы ознакомиться и тем, кто не работает в прессе.ъ

6. Публикация и аккредитация
Казалось бы, такая вещь, как аккредитация, существует исключительно для журналистов. Однако вполне может коснуться людей и другой профессии. Поначалу в закон о СМИ предлагалась вот такая поправка.

Речь шла не только об иностранных журналистах, работающих в стране, но и о гражданах Казахстана, сотрудничающих с зарубежными СМИ. И проблема заключалась в том, что порядок аккредитации будет определять не закон, а подзаконный акт, разработанный МИД. А вносить какие-то коррективы при создании таких документов общественность уже не может – их можно увидеть только в принятом виде.

Сейчас МИК утверждает, что выкинуло этот пункт из последней редакции. Но есть в этом некое лукавство. Если внимательно прочесть Пояснительную записку к Законопроекту за подписью министра информации Даурена Абаева, то можно обнаружить там следующее:

Это уже не называется аккредитацией, но суть остаётся прежней – всех, кто пишет в инопрессу, поставят на учёт и опять же – по внутренним правилам МИД, повлиять на которые извне практически невозможно. Если это произойдёт, то:

7. Дружба с пресс-службой
В новом законопроекте, наконец, определены роли пресс-секретарей и пресс-служб. Сейчас уполномоченные представители госорганов и СМИ нередко взаимодействуют плохо, а хорошо работа идёт чаще всего, если издание дружит с какой-нибудь пресс-службой.

8. Официальный запрос и сроки
Мининформации также предлагает изменить процедуру запроса информации журналистами – разделить это понятие на два вида.

На первый взгляд это выглядит как хорошая новость – получить ответ на официальный запрос за два дня мечтает любая редакция. Но медийная общественность убеждена, что какие сроки ни установи, эта норма соблюдаться не будет. Действующий закон о СМИ уже обязывает госорганы отвечать на запросы в течение трёх рабочих дней. Но практически все чиновники всегда его нарушают, затягивая с предоставлением информации на недели, а порой и вовсе не отвечая. 90% из опрошенных казахстанских журналистов указали, что самая распространенная проблема в их работе – это нарушение сроков.

9. Я требую опровержения
Новый законопроект более тщательно регламентирует процедуру опровержения в случае публикации некорректных и неточных сведений. Юристы утверждают, что эти требования нарушают Гражданский кодекс РК. А нормы, которые вступают с ним в противоречие, недопустимы.

– Даже если СМИ опубликовали неточные, некорректные данные, но они соответствуют действительности и уж точно не являются порочащими чьё-то достоинство и деловую репутацию, наш народ, чиновники, депутаты, какие-то организации всегда в первую очередь требуют опровержения. Это порочная практика, – утверждает медиаюрист Ольга Диденко. – В случае публикации некорректных сведений никаких опровержений, судебных разбирательств быть не может, а уж требований возмещения морального вреда – тем более. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы процедура публикации ответов в СМИ была тщательно прописана и предваряла процедуру опровержения. Опровержение – это крайний случай. Когда речь идёт о публикации сведений, которые именно что не соответствуют действительности и порочат честь и деловую репутацию.

10. Принципы, которых не хватает
Министерство информации и коммуникаций РК прописало принципы деятельности журналистов и включило их в законопроект. В ведомстве считают, что ими должны руководствоваться СМИ в своей работе.

Общественность предлагала также вернуть в СМИ рекламу слабоалкогольной продукции (пива, вина). Это поддержало бы страдающую от отсутствия доходов отрасль. Но на этапе согласования Комитет административной полиции МВД РК исключил эту норму из законопроекта на невыясненных основаниях. При этом в Казахстане с 9 сентября разрешили пить за рулём – на сайте Министерства здравоохранения РК опубликовали Приказ об утверждении новых правил проведения медицинского освидетельствования, по которому содержание меньше 0,5 промилле алкоголя в крови считаются допустимым – а это бокал вина, кружка пива или полрюмки водки.

Национальная ассоциация телерадиовещания Казахстана выступала с инициативой создать Национальный фонд медиа-архивов, где хранился бы весь аудиовизуальный контент всех каналов, который был произведён за долгие годы на бюджетные деньги (то есть в рамках госзаказа), и сделать его доступным для всех СМИ. Но и эту идею не поддержали, соответствующие поправки были исключены.

Резюмируя, эксперты говорят, что законопроект в последней редакции получился очень несбалансированным: возможности государства контролировать деятельность СМИ, привлекать к ответственности и наказывать журналистов (и других пользователей информационных технологий) получились гораздо более «выпуклыми и увесистыми», чем права и новые возможности для свободы слова.

Нурсултан Назарбаев подписал поправки к закону о СМИ

Казахстанские интернет-издания должны будут идентифицировать комментаторов

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Закон « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций». Об этом сообщает пресс-служба Акорды.

Документ направлен на совершенствование законодательства по вопросам информации и коммуникаций, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Отметим, что в закон « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций» внесено более 20 поправок.

Ранее министр информации и коммуникаций Даурен Абаев разъяснил некоторые нормы законопроекта. «Ни для кого не секрет, что средства массовой информации буквально охотятся за новостями об известных людях: певцах, актерах, спортсменах и так далее. Зачастую такие новости формируются на основе слухов и домыслов. Это может касаться их семьи, личных отношений и даже здоровья. И эта, не всегда правдивая информация может негативно повлиять на репутацию человека ( …) Теперь по настоянию гражданина, СМИ должны будут предоставлять доказательства написанного, и в случае отсутствия таковых, публиковать опровержения. Эта поправка косвенно налагает на СМИ требования перепроверять издаваемый материал», — пояснил министр.

Вместе с тем, в документ внесены ограничения в использовании изображений и личных данных ребенка, пострадавшего в результате противоправного действия. Кроме того, в документе прописаны поправки, касающиеся телевещания. В государственных учреждениях должны будут транслироваться только казахстанские телеканалы. Новостные выпуски с 18.00 до 22 часов должны выходить с использованием сурдоперевода или субтитрования.

« Сегодня законом установлена минимальная доля вещания на казахском языке — это 50% эфирного времени. Теперь эта норма распространится и на рекламу», — сказал Даурен Абаев.

Один из пунктов — обязанность журналистов получать согласие на распространение в СМИ личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иных охраняемых законом тайн.

« Эти виды тайн защищены законами в большинстве стран мира. Мы не намерены запрещать журналистам публиковать материалы о наличии дорогих авто или недвижимости у тех или иных чиновников. Это никак не подпадает под все вышеперечисленные тайны. А уж неподобающее поведение чиновников или их родственников — тем более, — пояснил ранее министр. По его словам, чиновники не смогут под видом семейной тайны скрывать свои нетрудовые доходы.

« Семейная тайна — это тайна усыновления, и к финансам она никакого отношения не имеет», — добавил Даурен Абаев.

Еще одна спорная норма — введение понятия « журналистская этика». Министр ответил, что принципы журналистской этики — объективность, законность, достоверность, уважение частной жизни, чести и достоинства граждан.

Разъяснил он и увеличение сроков ответа государственными органами на запрос СМИ до 15 дней. По словам Даурена Абаева, за последние годы число запросов увеличилось в десятки раз. Из-за ограниченного времени ( 3 дня) госорганы дают журналистам формальные ответы. Поэтому время для ответов продлено до 15 дней. Однако это не касается предоставления срочных ответов на резонансные вопросы.

« В экстренных случаях правило „золотого часа“ для госорганов никто не отменял, и порядок реагирования четко прописан внутренними регламентами. Более того, мы сокращаем с 3 до 2 дней срок предоставление ответа на запрос, касающийся официальных сообщений. То есть если у журналиста возникли вопросы по поводу заявлений госорганов, то последние обязаны предоставить информацию в течение двух дней», — пояснил министр.

Даурен Абаев объяснил и необходимость запрета на анонимность. Казахстанские интернет-издания должны будут идентифицировать комментаторов.

« Мы считаем, что пользователи интернета тоже должны нести ответственность за свои слова. Это требование станет своеобразным внутренним фильтром, тем более чисто технически каких-либо серьезных проблем для сайтов это не создаст», — пояснил министр.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Новый закон о СМИ: как гулять по лезвию ножа и не пораниться

Поправки в Закон о СМИ могут служить как во вред, так и во благо. Юрист Интерньюс Казахстан Ольга Диденко рассказала о потенциально опасных поправках для СМИ, введении совершенно новых положений о комментариях, использовании изображений третьих лиц и детей, а также расплывчатых понятиях в некоторых требованиях Закона.

В конце прошлого года был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций». Юрист Интерньюс-Казахстан Ольга Диденко провела вебинар «Поправки в Закон о СМИ. Что нужно ждать журналистам и редакторам?», в котором остановилась на наиболее важных изменениях для СМИ.

Отметим, законопроект вносит поправки не только в закон о СМИ но и в ряд других законов, которые касаются деятельности журналистов (закон РК «О телерадиовещании», закон РК «О рекламе», Кодекс РК об административных правонарушениях и др). Наиболее потенциально опасными для СМИ юрист отметила появление понятия «пропаганда», требования о получении согласия при распространении правовых тайн, требования об обязательной идентификации пользователей при размещении информации в интернете. Но обо всем по порядку.

Три проблемных кита СМИ

«Проблема с пропагандой заключается в том, что это является уголовно наказуемым действием и, в принципе, она запрещена законом о СМИ, когда речь идет о пропаганде экстремизма, терроризма наркотических средств, психотропных веществ. Но понятие пропаганды отсутствует в уголовном кодексе, при том, что это уголовно наказуемые деяния, за которое предусмотрена суровая ответственность», — поясняет специалист.

Понятие пропаганды в статье 2 Закона РК о СМИ определяется так: «Распространение взглядов, фактов, аргументов и иной информации, в том числе намеренно искаженной, для формирования положительного общественного мнения о запрещенной законодательством Республики Казахстан информации и (или) побуждения к совершению противоправного действия или бездействию неограниченного круга лиц».

При этом неясно, кто и как будет формировать положительную, нейтральную или негативную тональность общественного мнения. Конкретных очертаний не имеет и термин «побуждение к совершению противоправного действия».

«Мы сталкиваемся с ситуацией, когда мы пытаемся определить нечто через перечень неопределенных терминов и понятий. Поэтому это норма крайне опасная, об этом говорили и международные эксперты, но, к сожалению, оно было включено, поэтому нам крайне важно знать, как оно будет применяться на практике», — отмечает г-жа Диденко.

Следующая проблемная норма – обязанность журналиста получать согласие на распространение в СМИ правовых тайн. Но здесь сложность заключается в том, что действующее законодательство РК содержит более 10 правовых тайн, которые «разбросаны» по разным законам, к которым журналист зачастую не имеет прямого доступа. Как и в любом правиле, в нем существуют исключения, а именно те случаи, когда сведения указаны в официальных сообщениях, распространены самим физическим или юридическим лицом либо их представителями в источниках, доступ к которым неограничен. «Опять же неясно, в какой форме получать согласие, поскольку речь идет о тайне, которая охраняется каким-то другим законом», — добавила г-жа Диденко.

Одним из ключевых изменений является требование об обязательной идентификации пользователей при размещении информации в интернете, другими словами запрет на анонимное комментирование в интернете. Хотя требование и относится к закону об информатизации, оно напрямую касается и медиарынка. Предполагается, что пользователь электронного интернет-ресурса обязан подписывать пользовательское соглашение в письменной форме при комментировании информации в интернете. Идентификация должна осуществляться посредством ЭЦП, либо через получение одноразового смс-пароля. По предварительным данным стоимость одного сообщения составляет 3 тенге, которые оплачивает сам сетевой ресурс. При этом собственники ресурсов обязаны хранить данные пользователей в течении всего срока действия соглашения и еще три месяца после его расторжения.

Поскольку большинство интернет-ресурсов имеют функцию комментирования, с реализацией этой нормы существует ряд проблем. Редакциям как минимум необходима была отсрочка на решение технических и финансовых вопросов, связанных с ней, которая, невзирая на просьбы, не была предоставлена.

«Пока существуют проблемы в применении этой нормы на практике. Никто, конечно, не будет сейчас наказывать, но важно применять какие-то меры и процедуры, чтобы это требование было исполняемым», — поясняет юрист.

Расширение понятий, запрет изображений и новые положения

Наиболее важные изменения для СМИ — это изменение процедуры доступа журналистов к информации. Теперь в Закон о СМИ включено понятие «обладатели информации», куда включаются не только государственные организации, но также частные, квазигосударственные компании, монополисты на рынке товаров и др.

«Это гораздо более широкий спектр организаций, куда можно обращаться журналистам и СМИ с запросом по разъяснению официальной информации», — пояснила г-жа Диденко.

Введена двухуровневая процедура запросов на информацию: по поводу официальных сообщений обладателей информации и иную информацию. При этом для рассмотрения официальных сообщений предусмотрен срок в 2 рабочих дня, по запросу иной информации — 7 рабочих дней.

Появился перечень оснований, по которым СМИ может быть отказано в предоставлении информации. Также предусмотрена дисциплинарная ответственность должностных лиц при несоблюдении сроков предоставления информации.

Совершенно новым положением стали исключения для СМИ при использовании изображений третьих лиц. Поправки предполагают, что при публикации не требуется согласия лица, в случае если оно участвует в публичных и массовых мероприятиях, если информация опубликована в открытых источниках самим лицом или его законным представителем, если изображения связаны со служебной или публичной деятельностью лица, а также в целях защиты прав и свобод человека.

Одним из важных и также проблемных пунктов стал запрет на распространение в СМИ изображений и иной информации, которая касается детей, пострадавших в результате преступления или детей совершивших правонарушение. Запрет распространяется на информацию, позволяющую идентифицировать родителей или законных представителей таких детей. Исключениями являются случаи, когда информация публикуется с согласия самого пострадавшего ребенка, достигшего 14 лет или его законных представителей. А также, если есть согласие совершившего правонарушение ребенка, достигшего 16 лет. Исключениями будут случаи, когда сведения получены от органов ведущих уголовный процесс, если законный представитель сам является обвиняемым или подозреваемым по делу, или если один из представителей находится за пределами РК. Однако и тут расплывчаты формы согласия, непонятно должно ли оно быть письменным, устным или нотариально заверенным, а также способы его хранения, подтверждения и установления подлинности. Добавим, что за нарушение этого требования установлена административная ответственность со штрафом от 5 МРП.

Помимо этого, г-жа Диденко отметила и другие пункты закона: среди них новые сообщения, которые освобождают журналистов, главных редакторов, редакторов от ответственности в случае распространения сведений, не соответствующих действительности. Но здесь нужно оговориться, что информация, размещенная в социальных сетях, не будет «спасать» в случае, если распространяется информация, не соответствующая действительности, также сокращены основания для привлечения СМИ к административной ответственности. Кроме этого, определены функции уполномоченных подразделений (должностных лиц) по взаимодействию со СМИ, которые ранее регулировались организациями на уровне подзаконных актов с разным пониманием функций таких подразделений, появились обязательные сообщения о чрезвычайных ситуациях, и изменена процедура рассмотрения об ответе и об опровержении.

Популярное:

  • Документальное оформление и учет продукции растениеводства Документальное оформление поступления и расходования готовой продукции Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или […]
  • Как оформить торг 12 без ндс Унифицированная форма ТОРГ-12 - бланк и образец Унифицированная форма ТОРГ-12 (бланк) При применении унифицированных форм документации товарная накладная составляется по форме ТОРГ-12. Форма и указания по ее заполнению утверждены постановлением Госкомстата […]
  • Права покупателя и их защита по договору розничной купли-продажи Защита прав покупателей по договору розничной купли-продажи Права покупателей. Покупатель имеет право. 1. Если продавец не исполнил свою обязанность по передаче купленного товара в оговоренном месте или не выполнил условия о доставке товара, то покупатель […]
  • Образец заявления на открытие наследства You are here Заявление о принятии наследства Заявление о принятии наследства служит неоспоримым доказательством намерений наследника стать собственником наследственного имущества. Оно подается либо непосредственно тому нотариусу, за которым закреплен […]
  • Может ли бывшая жена подать на алименты за прошлые годы Взыскание алиментов за прошедший период — правовые реалии Обязанность родителей содержать своих детей до их совершеннолетия закреплена Семейным кодексом, и она сохраняется вне зависимости от того, где и с кем проживают дети. У отдельно проживающих родителей […]
  • Хороший адвокат в караганде отзывы Как найти хорошего адвоката Как только адвокат гарантирует вам результат либо уверяет в безусловном успехе - сразу бегите от него Порой почему-то чувствую себя в ответе за всю юридическую шайку - нарвется кто-то на не самого прекрасного адвоката, и начинают […]
  • Коллективный договор в розничной торговле Договор розничной купли-продажи при ЕНВД: подводные камни Смотрите также: Применение единого налога на вмененный доход накладывает на организации и ИП ряд существенных ограничений. Например, они не имеют права продавать товары оптом и для ведения […]
  • Возврат денежных средств по письму назначение платежа Назначение платежа «возврат ошибочно перечисленных денежных средств» Обновление: 11 апреля 2017 г. При получении отправленных по ошибке денежных средств от покупателя получатель платежа при их возврате должен использовать конструкцию «возврат ошибочно […]
Новый закон о сми казахстан