Новый план счетов на 2018 года

Оглавление:

Переход на новый план счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций с 1 января 2018 года

До передачи Банку России указанных функций, регулирование деятельности некредитных финансовых организаций (профессиональных участников рынка ценных бумаг) осуществляла Финансовая служба по финансовым ранкам (ФСФР) и Федеральная служба страхового надзора (в части деятельности страховых организаций), а регламентация правил ведения бухгалтерского учета осуществлялась Министерством финансов РФ.

В рамках исполнения Банком России новых для себя функций разработан ряд новых нормативных актов в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Актуальный перечень указанных документов с пометками об их текущем статусе размещен на официальном сайте Банка России.

До назначения Банка России мегарегулятором финансового рынка, им осуществлялась регламентация порядка ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Таким образом, абсолютно логичным представлялось при разработке учетных правил для некредитных финансовых организаций использование Банком России уже накопившегося опыта построения бухгалтерского учета в банках и действующей для них нормативной базы. По факту именно так и было сделано — для упрощения работы по консолидации информации по всем участникам финансового рынка Банк России в новых нормативных документах для некредитных организаций преимущественно использовал учетную модель кредитных организаций.

Во многом новые отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету для некредитных организаций идентичны соответствующим Положениям, распространяемых на кредитные организации. Однако, новые нормативные документы для некредитных финансовых организаций имеют ряд значительных новаторств, обусловленных внедрением в практику бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности Международных стандартов финансовой отчетности. Отныне некредитные финансовые организации при ведении нового бухгалтерского учета и составлении отчетности по вопросам, не урегулированных нормативными актами Банка России, должны будут руководствоваться текстом Международных стандартов финансовой отчетности. Именно такая приписка содержится в Отраслевых стандартах бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, утвержденных Банком России.

Если задавать вопрос об объеме изменений, которые вносит Банк России в порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности некредитными финансовыми организациями (далее – НФО), то кратко следует определить следующий масштаб нововведений:
1. План счетов НФО и отраслевые стандарты учета для НФО основаны на прямом применении Международных стандартов финансовой отчетности. Одним словом, НФО обязаны обеспечить не только составление отчетности в соответствии с МСФО, но и организовать особенный, так называемый международный учет. На сегодняшний день аналоги такого учета в российской практике абсолютно отсутствуют.

2. План счетов НФО (Положение 486-П) в значительной мере похож на План счетов для кредитный организаций (Положение 385-П) (схожие разделы, похожая нумерация балансовых счетов), но естественно, он имеет специальные отличия, призванные обеспечить детальный учет операций, характерных для разного рода НФО (страховые организации, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и др.). Для наиболее яркой, но довольно простой оценки масштаба новых изменений на уровне только плана счетов, мы можем сопоставить объем текста Приказа Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н и Положения Банка России от 2 сентября 2015 г. N 486-П. Новый нормативный документ объемнее своего предшественника в 3,5 раза!

3. Значительно повышаются требования к ведению аналитического учета активов, обязательств и операций НФО. Например, на основе формы Отчета о финансовых результатов требования к раскрытию информации о составе доходов и расходов для Страховых организаций и Негосударственных пенсионных фондов повышаются с уровня 2-х страниц действующей основной формы №0710002 (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н) до уровня более 100 страниц символов Отчета о финансовых результатах (Положение Банка России от 02.09.2015 N 487-П). Требования к раскрытию (детализации) информации касаются практически всех объектов учета. И если раньше уровень детализации применялся к бухгалтерскому учету, то теперь детализация информации является предметом бухгалтерской отчетности, а значит объектом постоянного наблюдения и контроля со стороны Банка России.

Даже по предварительной оценке можно понять, что объем изменений в бухгалтерском учете НФО может считаться революционным. Соответственно некредитным финансовым организациям в вопросе разработки методологии ведения нового учета (не имеющего аналога) придется особенно потрудиться. Помимо методологических проблем некредитным финансовым организациям предстоит решить еще один серьезный вопрос – вопрос автоматизации. К сожалению, на сегодняшний день, каких-либо серьезных предложений или готовых решений от компаний-разработчиков не поступает. А значит, ни методологи, ни разработчики программного обеспечения не смогут решить проблемы перехода на новый учет порознь. Работа должна обязательно проходить в тесном симбиозе методологов, аналитиков и программистов.

Первоначально планировалось, что некредитные организации перейдут на новые учетные требования с 1 января 2017 года. Однако в декабре 2015 года Банк России проинформировал профессиональное сообщество о переносе начала применения нового плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета на 1 января 2018 года. По мнению Банка России перенос начала применения нового Плана счетов предоставит НФО возможность своевременной и детальной проработки методологических и технических аспектов внедрения новых учетных правил. При этом некредитным финансовым организациям предписано в течение 2017 года одновременно составлять два вида отчетности: в соответствии с правилами Министерства финансов РФ и в соответствии с новыми правилами Банка России, что обеспечит сопоставимость данных в отчетности за 2018 год. Как видим, Банк России понимает всю серьёзность и сложность проблемы перехода НФО на новые учетные правила. Сроки начала применения новых нормативных документов перенесены. Но время идет и «играет» оно не в пользу НФО. Проблемы по переходу на новый учет существуют, и решать их за руководителей и бухгалтеров НФО никто не будет.

ВЕКТОР Право предлагает следующие услуги::

1. Разработка текста Учетной политики в соответствии с требованиями Банка России с учетом особенностей и масштаба деятельности организации.
2. Составление таблицы соответствия балансовых счетов Плана счетов МинФина РФ (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) и Банка России (Положение от 02.09.2015 N 486-П).
3. Разработка системы нумерации новых лицевых счетов по двадцатизначному принципу.
4. Разработка алгоритмов расчета и оценки активов и обязательств по дисконтированной стоимости.
5. Разработка методик определения справедливой стоимости имущества, включая ценные бумаги, а также критериев обесценения для активов, учитываемых по исторической стоимости.
6. Разработка методики расчета отложенного налога на прибыль на основе балансового метода расчета с учетом требований Положения Банка России № 490-П от 04.09.2015 г. и МСФО (IAS)12.
7. Предоставление рекомендаций по уровню аналитического учета и детализации информации для целей ее использования при составлении обязательной отчетности, включая символы Отчета о финансовых результатах.
8. Составление методологических инструкций по переходу на новый план счетов и новые отраслевые стандарты бухгалтерского учета.
9. Подготовка технических заданий на автоматизацию нового бухгалтерского учета на базе программы 1С.
10. Разработка тестовых сценариев для проведения тестирования доработок программного обеспечения.
11. Методологическая поддержка на всех стадиях перехода небанковских финансовых организаций на новый учет в соответствии с требованиями Банка России.
12. Консультирование и обучение работников бухгалтерских служб, а также другого персонала по темам перехода на новый учет, новые правила составления бухгалтерской отчетности.

План счетов бухгалтерского учета на 2018 год (скачать)

План счетов бухгалтерского учета — 2018 российские фирмы, как и ранее, должны использовать в обязательном порядке. Рассмотрим, какие НПА регулируют план счетов бухгалтерского учета 2018 года и как корректно применять данный документ.

Что такое план счетов бухучета

Планы счетов бухучета — это сводные документы, утверждаемые НПА федерального уровня. Существует несколько отраслевых разновидностей соответствующих документов.

Так, план счетов бухучета для коммерческой сферы утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Российские налогоплательщики должны использовать данный документ как основу для создания внутреннего рабочего плана бухучета (абз.4 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом № 94н).

План бухучета — ключевой источник для заполнения документов, составляющих бухгалтерский баланс организации. Чуть позже мы рассмотрим, как соотносятся их компоненты между собой.

В соответствии со счетами внутреннего рабочего плана фирмы, работающие в РФ, осуществляют стандартизированный бухгалтерский учет различных хозяйственных операций, связанных с управлением активами, выполнением обязательств, расходованием средств, извлечением доходов и т.д.

Основные элементы плана счетов, утвержденного Минфином для частных компаний, следующие:

  • номера и наименования основных счетов;
  • номера и наименования субсчетов.

Формируя собственный рабочий план, организация не вправе изменять первые 2 параметра, а вот параметры субсчетов может. При необходимости фирма также может утвердить дополнительные субсчета.

Как правило, для эффективного отражения хозяйственных операций предложенные Минфином счета требуют дальнейшей детализации. Фирма может осуществить таковую посредством введения собственных аналитических счетов, дополняющих зафиксированные в приказе № 94н.

Рассмотрим, какие еще бывают планы бухучета.

Какими НПА утверждены планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н. Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов — приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий.

Необходимость ведения бухучета законодательно закреплена также для государственных и муниципальных организаций. Главный НПА, устанавливающий план бухучета для таких структур, — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Существуют также дополняющие его источники права:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н, утвердивший план бухучета для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н, утвердивший план бухучета для автономных учреждений.

В свою очередь, казенные организации обязаны работать в рамках бюджетного учета — подвида бухгалтерского, адаптированного главным образом для учета некоммерческих финансовых операций. Соответствующий план счетов приведен в приказе Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Отдельный план бухучета утвержден для банков, работающих в РФ, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 №579-П.

Отдельный план бухучета для некредитных финансовых организаций, утвержден Банком России от 02.09.2015 № 486-П. К некредитным финансовым структурам относятся, в частности, страховые компании. Таким образом, в РФ установлено несколько видов планов счетов бухучета. Но главным из них для коммерческой сферы традиционно считается тот, который утвержден приказом № 94н. Изучим его особенности, в частности определим, кому его нужно использовать обязательно.

Кто должен использовать план счетов БУ

Использовать утвержденный приказом № 94н план счетов бухучета должны организации, которые в соответствии с законом обязаны, во-первых, вести бухучет, а во-вторых, применять в процессе его ведения метод двойной записи. Таковыми являются все субъекты предпринимательской деятельности в РФ, кроме:

  • ИП;
  • кредитных и государственных (муниципальных) учреждений;
  • филиалов и представительств иностранных фирм.

ИП и филиалы зарубежных компаний вправе не вести бухучет вовсе. Микропредприятия и НКО могут не задействовать двойную запись и потому не использовать счета, зафиксированные в приказе № 94н (п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015). Но на практике это оказывается не слишком удобно, поэтому микропредприятия так или иначе все же используют счета из числа утвержденных Минфином.

Для некоторых предприятий законодатель устанавливает преференцию в виде возможности вести упрощенный рабочий план счетов бухучета. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Кто может использовать упрощенный план счетов бухучета

В соответствии с информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 преференцией, о которой идет речь, могут воспользоваться:

  • малые предприятия;
  • НКО;
  • фирмы, работающие в «Сколково».

Применение упрощенного плана счетов бухучета предполагает, прежде всего, сокращение количества используемых синтетических счетов в структуре рабочего плана. Еще одно послабление — возможность не задействовать в работе регистры бухучета (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015).

Таблица плана счетов бухгалтерского учета с субсчетами: соотнесение с бухгалтерским балансом

Итак, значительная часть российских фирм обязана работать со стандартным планом счетов бухучета. Полный план бухучета отражен в приказе № 94н в виде таблицы. Ее структура состоит из 8 разделов. Рассмотрим связь данных разделов, включающих счета и субсчета, с разделами бухгалтерского баланса.

Счета раздела 1 плана бухучета предназначены для отражения операций с внеоборотными активами. Остатки по этим счетам являются источником данных для формирования строк бухгалтерского баланса в части внеоборотных активов.

Как оформляются проводки по учету основных средств, читайте в статье «Учет основных средств — бухгалтерские проводки».

Счета раздела 2 плана бухучета используются для отражения хозопераций по производственным запасам. Сальдо счетов раздела 2 используется для заполнения раздела, отражающего оборотные активы в бухгалтерском балансе. С аналогичной целью используются данные из разделов 3 «Затраты на производство», 4 «Готовая продукция и товары» и 5 «Денежные средства» плана бухучета.

Про отражение на счетах учета отдельных операций читайте в наших материалах:

Показатели, отражаемые по счетам, включенным в раздел 6 «Расчеты», используются для отражения информации о дебиторской и кредиторской задолженностях (в том числе долгосрочных).

Как отражается задолженность по взносам в уставный капитал, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по взносам в уставный капитал».

Как отразить выдачу подотчетных сумм, ищите в материале «Перевод подотчета на карту сотрудника с расчетного счета».

В разделах 7 «Капитал» и 8 «Финансовые результаты» плана счетов бухучета приведены счета, на которых отражаются данные о капитале, целевом финансировании, о финансовом результате организации.

С порядком отражения нераспределенной прибыли можно познакомиться в статье «Нераспределенная прибыль в балансе (нюансы)».

Новый план счетов бухучета с 2018 года

Привнес ли какие-либо законодательные корректировки в план счетов бухгалтерского учета 2018 год? Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения соответствующего документа.

Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно — порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза:

  • приказом от 07.05.2003 № 38н;
  • приказом от 18.09.2006 № 115н;
  • приказом от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 7 лет. Так что говорить о том, что в 2018 году появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится.

Другое дело — государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, — приказе № 157н.

Об изменениях в Плане счетов бюджетного учета читайте в материале «Составляем план счетов бюджетного учета — образец-2018».

Подробнее о структуре счета бюджетного учета читайте в статье «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

Где можно скачать план счетов бухгалтерского учета

Скачать актуальный план счетов бухучета, который надлежит применять коммерческим организациям, вы можете на нашем сайте.

Данный документ полностью соответствует положениям приказа № 94н.

В РФ для бюджетных, автономных, казенных учреждений, кредитных и некредитных финансовых организаций, коммерческих организаций применяются различные планы счетов. Для организаций коммерческой сферы план счетов утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Малые предприятия могут применять упрощенный план счетов, рекомендованный Минфином в приказе от 21.12.1998 № 64н. Рабочий план счетов каждая организация должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике.

План счетов бухгалтерского учета 2018

Статьи по теме

План счетов бухгалтерского учета в 2018 году не изменился. На основе приведенного в нем перечня синтетических и аналитических счетов вы можете составить рабочий план счетов для компании.

Читайте в статье:

Действующий план счетов введен приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Его обязаны применять все коммерческие компании, которые ведут учет методом двойной записи. Для банков, некредитных финансовых организаций, бюджетных учреждений, автономных учреждений законодательством предусмотрены свои планы счетов.

Использование плана счетов позволяет обеспечить согласованность показателей бухучета и бухотчетности.

План счетов бухучета 2018

План счетов имеет инструкцию. В ней расшифрованы счета и открываемые к ним субсчета. Вы можете ознакомиться со схемой корреспонденцией каждого счета, чтобы узнать с какими счетами он взаимодействует. Также в ней приведено экономическое содержание фактов хозяйственной жизни на конкретном счете.

Составляем рабочий план счетов для компании

Фирма обязана составить свой рабочий план счетов одновременно с учетной политикой. Приведите его в приложениях. Задайте структуру аналитического учета так, чтобы данные счетов аналитического учета соответствовали оборотам и остаткам счетов синтетического учета.

При составлении рабочего плана счетов принимайте во внимание особенности деятельности компании. Установите конкретную номенклатуру счетов, которые будете использовать в учете.

Малые предприятия, как правило, используют типовой план счетов в качестве рабочего. В силу их деятельности, им не требуется вводить новые субсчета и указывать нетиповые проводки. Более того, в некоторых случаях они сокращают количество счетов и группируют данные на обобщенных синтетических счетах.

Таблица. Группировка счетов на малом предприятии

Напомним, счета могут быть активные, пассивные, а также смешанные активно-пассивные. первые синтезируют информацию по активам компании – ОС, ТМЦ, денежные средства и т. д. Операции по увеличению активов отразите по дебету счета. Остаток также приводится по дебету.

Пассивные счета указывают источники появления активов – УК, кредиторка по заемным средствам и т. д. Увеличение обязательств или капитала покажите по кредиту. Остатки тоже всегда будут кредитовые.

Активно-пассивные имеют два вида сальдо: дебетовое или кредитовое сальдо. Для отражения прибылей и убытков счета таже активно-пассивные. Кредитовый остаток показывает накопленную прибыль. Дебетовый остаток показывает непокрытый убыток.

В рабочем плане установите только те счета, которые будете использовать в работе. Новые счета, не указанные в Плане, вводите только по согласованию с Минфином. В частности, можете добавить дополнительные забалансовые счета. Есть ситуации, когда ПБУ требуют их вводить. Например, для организации забалансового учета НМА, полученных во временное пользование; для обязательного контроля за движением ОС стоимостью до 40 000 руб., списанных как МПЗ.

Обратите внимание: внесение счетов, не предусмотренных Планом счетов нужно обязательно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета в 2018 году (таблица, пояснения, шпаргалки)

Статьи по теме

Готовый план счетов бухгалтерского учета в 2018 году мы собрали в таблицу. Ее можно скачать в формате эксель, ворд и ПДФ. К каждому счету есть пояснения и проводки в виде шпаргалки.

Принцип двойной записи для учета хозяйственных операций используется с древнейших времен. Первое известное упоминание о нем относится еще к Империи инков, существовавшей на территории Южной Америки в 11-16 веках. И лишь позже в Европе математик Лука Пачоли систематизировал информацию о подобном методе, тем самым положив начало новой эре бухгалтерского учета.

Для отражения фактов хозяйственной деятельности во всем мире по сей день используются проводки с отражением одинаковой суммы по дебету и кредиту бухгалтерских счетов. О том, какие счета используются в современной России для коммерческих предприятий, какие действуют правила, расскажем в статье.

При прочтении статьи учитывайте, что бухучет для малого бизнеса изменился. Подробности читайте в журнале «Упрощенка». Вести бухучет онлайн можно в нашей программе «Упрощенка 24/7». Акция: доступ в программу на год для бухгалтеров — бесплатно!

Учитывайте, что теперь проводки влияют на заполнение 6-НДФЛ и ЕРСВ. Подробности читайте в журнале «Упрощенка»

Новый план счетов бухгалтерского учета: какими нормативными документами регулируется?

Последнее кардинальное изменение плана счетов произошло в 2000 году. Тогда приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н были введены новые счета, переименованы старые, а некоторые старые счета полностью изменили свое назначение.

С тех пор данный приказ несколько раз корректировался, но несущественно. Последний раз небольшие изменения вносились в 2010 году.

Вести бухучет бесплатно онлайн вы можете в нашей программе Упрощенка 24/7. Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет и готовит первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите доступ к программе на 365 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Может ли предприятие корректировать план счетов бухучета в 2018 году с пояснениями причин этих изменений?

Лицо, ведущее бухгалтерский учет, в обязательном порядке утверждает учетную политику. Приложением или одним из разделов Положения об учетной политике является рабочий план счетов, который разрабатывается на основании плана счетов, утвержденного законодателями.

При создании такого документа необходимо оценить необходимость глубины учета, степени подробности аналитики по счетам и иные факторы.

Организации вправе вводить необходимое им для учета количество субсчетов к основным счетам, а также структуру аналитики по каждому из счетов и субсчетов.

Бухгалтерский план счетов 2018 года с основными проводками

Возможных проводок в бухгалтерском учете существует бесконечное множество. Они зависят от вида деятельности, учетной политики, структуры предприятия и еще от очень многих факторов.

Приведем лишь несколько типовых операций:

  1. Расчетный счет:
    • поступила оплата от покупателя – Дт 51 Кт 62;
    • оплачены налоги, страховые взносы – Дт 68, 69 Кт 51;
    • выплачена зарплата – Дт 70 Кт 51;
    • произведена оплата поставщику – Дт 60 Кт 51.
  2. Приобретение основных средств:
    • поступил объект основных средств от поставщика – Дт 08 Кт 60;
    • выделен НДС при покупке объекта основного средства – Дт 19 Кт 60;
    • НДС предъявлен к вычету – Дт 68 Кт 19;
    • введен в эксплуатацию объект основных средств – Дт 01 Кт 08;
    • начислена амортизация – Дт 20, 23, 26, 44 и т. д. Кт 02.
  3. Расчеты с персоналом по зарплате:
    • начислена заработная плата — Дт 20, 23, 26, 44 и т. д. Кт 70;
    • удержан НДФЛ – Дт 70 Кт 68;
    • выплачена зарплата персоналу – Дт 70 Кт 51, 50;
    • начислены взносы от зарплаты – Дт 20, 23, 26, 44 и т. д. Кт 69.
  4. Выручка:
    • начислена выручка по обычным видам деятельности – Дт 62 Кт 90;
    • начислен НДС – Дт 68 Кт 62.

Этим списком возможные операции не ограничиваются. Предприятие вправе вести учет на тех счетах учета затрат, которые соответствуют их специфике деятельности. Кроме того, можно вводить любую аналитику по счетам для более информативного учета показателей.

Шпаргалка по плану счетов бухгалтерского учета 2018 года и статьям баланса

Счета бухгалтерского учета делятся на пассивные и активные. Есть и смешанные активно-пассивные счета. Понять, чем они отличаются легко.

Активные счета собирают информацию об активах предприятия – основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и т. п. Увеличение активов на таких счетах отображается всегда по дебету счета. Остаток на таких счетах всегда также по дебету.

Пассивные счета собирают информацию по источникам, за счет которых появились активы – уставный или добавочный капитал, кредиторская задолженность по заемным средствам и т. п. Увеличение обязательств или капитала на таких счетах всегда происходит по кредиту, остатки также всегда кредитовые.

Активно-пассивные счета могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Например, счет для расчетов с поставщиками 60 – предоплата по этому счету отражается по дебету счета и говорит о том, что в скором времени у предприятия появится некий актив, а остаток по кредиту показывает, что у предприятия висит некое обязательство в виде кредиторской задолженности.

Счет для учета прибылей и убытков является активно-пассивным. Остаток по кредиту говорит о накопленной прибыли, а вот остаток по дебету – о непокрытом убытке.

В таблице вы можете увидеть, как разносятся некоторые счета по статьям баланса:

Актив баланса

Наименование статьи баланса

План счетов бухгалтерского учета 2018

Статьи по теме

Бухгалтерский учет в организациях ведут согласно утвержденному Минфином Плану счетов. В этом материале вам доступен План счетов бухгалтерского учета 2018 (таблица) и инструкция по применению.

План счетов бухучета 2018 утвержден приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Все организации ведут бухгалтерский учет в соответствии с данным планом (исключение — кредитные и государственные (муниципальные) организации). В нем восемь разделов. Такой план обеспечивает соответствие показателей учета и отчетности.

План счетов бухгалтерского учета 2018 с пояснениями и проводками

Далее рассмотрим план счетов бухгалтерского учета с субсчетами (см. таблицу ниже). Пояснения и проводки вы найдете, кликая по ссылкам в таблице.

План счетов бухгалтерского учета 2018 с пояснениями и проводками pdf

План счетов бухгалтерского учета: таблица

По видам материальных ценностей

По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

1. Приобретение земельных участков
2. Приобретение объектов природопользования
3. Строительство объектов основных средств
4. Приобретение объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
6. Перевод молодняка животных в основное стадо
7. Приобретение взрослых животных
8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ:

счета для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве/для хозяйственных нужд, средств труда, которые включают в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением)

1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Строительные материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе

1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам
3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО:

счета для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу)

Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ:

счета для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров

1. Товары на складах
2. Товары в розничной торговле
3. Тара под товаром и порожняя
4. Покупные изделия

Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА:

счета для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов

1. Касса организации
2. Операционная касса
3. Денежные документы

1. Аккредитивы
2. Чековые книжки
3. Депозитные счета

1. Паи и акции
2. Долговые ценные бумаги
3. Предоставленные займы
4. Вклады по договору простого товарищества

Раздел VI. РАСЧЕТЫ:

счета для обобщения информации о всех видах расчетов с различными орагнизациями и физлицами, а также внутрихозяйственных расчетов

По видам кредитов и займов

По видам кредитов и займов

По видам налогов и сборов

1. Расчеты по социальному страхованию
2. Расчеты по пенсионному обеспечению
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

1. Расчеты по предоставленным займам
2. Расчеты по возмещению материального ущерба

1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал
2. Расчеты по выплате доходов

1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
4. Расчеты по депонированным суммам

1. Расчеты по выделенному имуществу
2. Расчеты по текущим операциям
3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом

Раздел VII. КАПИТАЛ:

счета для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации

По видам финансирования

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

счета для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности за отчетный период

1. Выручка
2. Себестоимость продаж
3. Налог на добавленную стоимость
4. Акцизы
9. Прибыль / убыток от продаж

1. Прочие доходы
2. Прочие расходы
9. Сальдо прочих доходов и расходов

По видам резервов

По видам расходов

1. Доходы, полученные в счет будущих периодов
2. Безвозмездные поступления
3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы
4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

счета пдля обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными операциями

Счет 001 Арендованные основные средства

Счет 002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Счет 003 Материалы, принятые в переработку

Счет 004 Товары, принятые на комиссию

Счет 007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

Скачать план счетов бухгалтреского учета 2018 можно также в формате Word.

План счетов бухгалтерского учета на 2018 год

На основе плана счетов бухчета организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения учета.

План счетов бухучета — это схема регистрации и группировки в бухгалтерском учете активов, обязательств, финансовых, хозяйственных и прочих операций организации. В нем приведены названия и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Новый план счетов бухгалтерского учета 2018 (Россия) представлен выше. Он содержит все счета.

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином вводить в план дополнительные синтетические счета, используя свободные номера.

Субсчета, предусмотренные в плане счетов бухгалтерского учета, используют исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в плане субсчетов, исключать и объединять их, вводить дополнительные.

Порядок ведения аналитического учета устанавливают с учетом ПБУ и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухучета.

У каждого синтетического счета есть типовая схема его корреспонденции с другими счетами. Если какая-то корреспонденция не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее.

Приложение к учетной политике для целей бухучета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2018 год (фрагмент)

Бюджетный план счетов на 2018 год

Теперь, для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов, информация о событии после отчетной даты не используется при формировании отчетности. Информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается при представлении отчетности в пояснительной записке.

На сайте Минфина размещен проект Приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты», из текста которого следует, что данный стандарт будет применяться государственными (муниципальными) учреждениями с 1 января 2018 года. Применение стандарта раньше этого срока допускается по согласованию с Минфином.

Лицо, которое ведет бухгалтерский учет, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 9 Инструкции № 157н).

Этот пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что правила ведения документооборота, в том числе порядок и сроки передачи «первички», должны соответствовать утвержденному графику ведения документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

Учреждение, заключая договор на ведение бухучета со сторонней организацией, централизованной бухгалтерией, должно установить в нем:

• правила документооборота (порядок и сроки передачи документов между сторонами договора);
• порядок обмена учетной информацией между сторонами договора.

По решению органа, осуществляющего в отношении госучреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

• дополнительной бухгалтерской записью;
• бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей отчетности должна быть раскрыта в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Минфин России разработал проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он будет применяться при составлении отчетности с 1 января 2018 г.

Какие важные изменения в формирование учетной политики он вносит:

1. Основные положения к учетной политике нужно будет размещать в сети интернет.
2. Размещать учетную политику можно только после утверждения в течение установленного срока. Следовательно, доработать её позже возможности нет.
3. Любое изменение в учетной политике будет вноситься только по согласованию с учредителем ГРБС.

В преддверии этих изменений у нас есть возможность проработать учетную политику.

Приказом Минфина РФ № 209н п. 20 дополнен случаями, когда проведение инвентаризации обязательно.

Из пункта 2.7 Инструкции № 157н следует, что проведение инвентаризации обязательно:

• при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
• в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
• при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

В данном пункте теперь указано, когда в учете и отчетности отражаются результаты инвентаризации. Установлено, что результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой отчетности.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета отражаются в отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен новыми счетами:

• 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
• 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
• 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства».

Несмотря на то, что Приказом Минфина РФ № 209н эти счета не внесены в План счетов бухгалтерского учета автономного учреждения, они применяются автономными учреждениями при отражении операций по санкционированию расходов. Инструкции № 157н и 183н не содержат бухгалтерских записей для отражения операций по этим счетам.

Мы предполагаем, что они должны быть такими:

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Исполнены денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Кроме новых счетов, в Инструкцию № 157н добавлены и новые понятия (п. 308 Инструкции № 157н):

• авансовые денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг;
• отложенные обязательства — обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Учет отложенных обязательств ведется на счете 0 502 09 000, а отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете 0 502 99 000. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств автономных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете автономных учреждений по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств) (норма введена в п. 195 Инструкции № 183н).

Структура счета осталась прежняя, но в 2018 году первые 4 знака в номере счета — раздел расходов. Не важно какой счет у бюджетных и автономный организаций: расходный или доходный, или денежный, первые 4 знака всегда раздел или подраздел расходов.

У бюджетных и автономных учреждений существует только 3 счета, у которых впереди будут нули — это счет 304.01, счет 401.30 и счет 210.06. Для всех остальных счетов обязателен раздел и подраздел.

Не важно какой источник, раздел, подраздел должен быть на всех счетах. Нет исключений для собственных средств, нет исключений для целевых средств и других источников. Исключения составляют только 3 вышеуказанные счета.

В 1–17 м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Разряд номера счета

Информация, отражаемая в разрядах счета

Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270)

Отражаются нули (если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества)

Счет 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующий с ним счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, зай­мам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражается аналитический код выбытия

Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

Изменение кадастровой стоимости имущества земельного участка, ранее принятого к бухгалтерскому учету, отражается по дебету счета 0 103 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 180 (в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка) (п. 20 Инструкции № 183н). Если кадастровая стоимость земельного участка уменьшена, то корректировка стоимости производится той же бухгалтерской записью, только по методу «красное сторно» (записью со знаком «минус»).

Пункт 67 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, устанавливающей отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года (дебет счета 0 401 10 130 в корреспонденции с кредитом счета 0 109 60 000). Эта бухгалтерская запись применяется при формировании себестоимости услуги в рамках иной приносящей доход деятельности, в том числе медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период. В прежней редакции Инструкции № 183н п. 181 предусматривал отнесение себестоимости работ, услуг на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 211 — 0 401 20 213, 0 401 20 221 – 0 401 20 226, 0 401 20 271, 0 401 20 272, 0 401 20 290). Приказом Минфина РФ № 209н в п. 181 Инструкции № 183н счет 0 401 20 200 заменен на счет 0 401 10 130.

Пункты 96, 97, 178, 180 Инструкции № 183н дополнены следующими корреспонденциями счетов:

Начисление доходов в сумме субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями, в том числе в рамках отражения событий после отчетной даты

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

Отражение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем

0 205 81 000
(5 205 81 000,
6 205 81 000)

0 303 05 000
(5 303 05 000,
6 303 05 000)

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет

Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ)

Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

0 401 10 130
(5 401 10 180,
6 401 10 180)

0 303 05 000
(5 303 05 000,
6 303 05 000)

Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (списании, предоставлении скидок, льгот)

0 205 00 000,
0 209 00 000

Абзац 12 п. 112 Инструкции № 183н дополнен основаниями, когда учреждения применяют корреспонденцию счетов: дебет счета 0 209 30 000 и кредит счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000. Теперь данный пункт следует применять при начислении задолженности по требованиям компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей (подотчетных сумм) в отношении произведенных предварительных оплат в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).

Кроме того, данный пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных автономным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130.

Пункт 115 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, отражающей зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Такая операция отражается по дебету счета 0 210 13 000 (счет введен в план счетов Приказом Минфина РФ № 209н и называется «Расчеты по НДС по авансам уплаченным») в корреспонденции с кредитом счета 0 210 12 000. Соответственно, уменьшение суммы НДС, подлежащей оплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, отражается по дебету счета 0 303 04 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 210 13 000.

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в порядок заполнения справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, отчеты (ф. 0503737, ф. 0503721, ф. 0503723) и сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769). Положения Инструкции № 33н дополнены п. 8.1, которым установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных учреждением, сообщения учредителем об ошибках, обнаруженных в ходе проведения камеральной проверки отчетности.

В справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах внесены изменения в части порядка заполнения строк 170 — 173 и 180 — 183 (п. 21 Инструкции № 33н). В этих строках отражаются показатели по забалансовым счетам 17 и 18. Изменения, внесенные в п. 21 Инструкции № 33н, соответствуют поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ № 209н в п. 365 и 367 Инструкции № 157н. Они касаются отражения по забалансовым счетам 17 и 18 сумм возвратов расходов текущего года и прошлых отчетных периодов.

Так, забалансовый счет 17 предназначен:

• для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возврата расходов текущего финансового года) (отражаются по строке 170 справки);
• для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) (отражаются по строкам 172 и 173 справки). В случае превышения возвратов доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отраженных по этому забалансовому счету, показатели отражаются по строке 171 со знаком «минус».

Забалансовый счет 18 предназначен:

• для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, которые отражаются по забалансовому счету 17) (указываются в строке 180, при этом выбытия по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражаются по строке 181 справки);
• для учета возврата расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета (отражаются по строкам 182 и 183 справки).

Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 «Выбытия денежных средств», отражаются со знаком «минус».

В отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) Приказом Минфина РФ № 209н п. 42, 43, 44 Инструкции № 33н дополнены информацией об отражении в разделах формы сумм возвратов, в том числе возврата остатков сумм субсидий (грантов). Данные по кассовым поступлениям доходов отражаются по графе 5 («Исполнено плановых назначений через лицевые счета учреждения») разд. 1 «Доходы учреждения». Возврат остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражается в разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» по строке 592 и в разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» по строке 910.

Порядок заполнения графы 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета» разд. «Источники финансирования дефицита средств учреждения» дополнен информацией о том, что по этой графе приводятся данные по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

В отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721) внесены изменения, касающиеся формирования показателя по строке 090 «Доходы от операций с активами». По ней отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» (0 401 10 171 — 0 401 10 174) (новые положения п. 53 Инструкции № 33н). В действующей редакции Инструкции № 33н эта строка определяется как сумма строк 091, 092 и 099.

Приказом Минфина РФ № 209н скорректированы сроки составления отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Начиная со следующего года отчет будет формироваться по состоянию на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным (то есть будет включаться в состав годовой и полугодовой отчетности).

Кроме того, порядок заполнения данной формы дополнен следующей информацией:

• по строке 122 отражаются доходы в виде грантов, при этом возврат остатков грантов прошлых лет при формировании показателя строки не учитывается;
• по строкам 501 и 502 не учитываются обороты по счету 0 201 22 000 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации».

Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ № 209н в Инструкцию № 33н, в основном касаются порядка заполнения разд. 1 таблицы пояснительной записки (ф. 0503760) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)» (далее — сведения (ф. 0503760)). При этом разд. 3 «Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности» исключен из формы. В разделе 1 сведений (ф. 0503760) изменены наименования граф 5 — 8 формы, уточнено понятие «неденежные расчеты», применяемое для заполнения этой таблицы, а также внесена дополнительная информация в порядок заполнения граф разд. 1.

Минфин России в письмах № 03-05-05-01/58129, № 03-03-РЗ/65124напомнил, что Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, действует в новой редакции. Изменения внесены постановлением Правительства РФ № 640.

Внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств. Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется срок полезного использования, определенный на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

ФНС России в письме № СД-4-3/[email protected] напомнила, что 1 января заканчивается переходный период, в течение которого можно досрочно начать применять новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (утв. приказом Росстандарта № 14-ст), а старый ОКВЭД ОК 029-2001 с этой даты утратил силу.

В титульных листах налоговых деклараций и сведений, подаваемых в налоговый орган, необходимо указывать код по новому ОКВЭД2.

При формировании плана ФХД нужно учесть изменения, которые внесены в приказ № 81н приказом № 142н. Главное изменение: теперь к проекту плана ФХД нужно прилагать обоснования или расчеты плановых показателей, которые использовали при его формировании. В этом году бухгалтеру придется обосновать показатели проекта плана ФХД на год и плановый период. Информацию нужно предоставить учредителю в таблицах. Допустимо вносить изменения в текущий план ФХД.

Их составляют отдельно по кодам финансового обеспечения по следующим затратам:

• расходы персоналу;
• социальные и иные выплаты населению;
• уплата налогов, сборов и иных платежей;
• безвозмездные перечисления организациям;
• прочие расходы (кроме закупок);
• расходы на закупки.

Таблицы утверждены приложениями к новому приказу. Важно учесть: учредитель может изменить их формат. В частности, ввести новые графы, строки, дополнительные реквизиты и показатели. Если какие-либо затраты не включены в план ФХД, таблицу по ним заполнять не нужно.

Также учреждения больше не смогут составлять ФХД сроком на 1 год. Чиновники исключили такую норму из Требований № 81н.

Учреждения расходуют средства в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности. А закупки проводят по плану закупок и плану-графику. Если в течение года появились незапланированные расходы, нужно внести изменения в план ФХД, план закупок и план-график.

План ФХД нужно составлять на периоды, которые утверждены законом (решением) о бюджете:

• финансовый год — на один год;
• финансовый год и плановый период — на очередной год и плановый период.

Учредитель в своем порядке вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана ФХД. Например, по временному интервалу — поквартально, помесячно или в разрезе видов финобеспечения — как в Отчете (ф. 0503737). Такой порядок установлен пунктом 3 требований, утвержденных приказом Минфина России № 81н, и разъяснен в письме Минфина России № 02-01-10/23398.

Для операций по дебету и кредиту сотых счетов, для всех типов учреждений, приказ № 209н ввел следующие правила:

1 правило. В сотых счетах достаточно поставить раздел, подраздел и 13 нулей. В корреспондирующем счете нужно отразить всю классификацию. Классификация для казенных учреждений полная. А для бюджетных автономных своя: раздел, подраздел КВР. Таким образом, мы видим, что из оборотов в 2017 году могут уйти КВР, если иное не предусмотрено вашей учетной политикой. Далее сюда же идет счет 201.35. Данное правило касается всех сотых счетов за исключением 106 и 107 счета.
2 правило. Проводки списания с сотых счетов на счета 401 20 200, и по дебету и по кредиту, отображаем только раздел и подраздел. Остальные — 13 нулей. Когда сотые счета корреспондируются со счетом 401 20 200, когда идет безвозмездная передача, списание, начисление амортизации. По новому правилу по счету 401 20 200 указывается классификация если она ведется на сотых счетах.
3 правило Затратные счета: 109 счет и счет 401 20 200, для всех остальных проводок где 401 20 200 задействован классификация ведётся обязательно, кроме сотых счетов. По 109 счету классификация ведется обязательно.
4 правило. 106 счет ведется с классификациями. Это правило для всех типов учреждений.
5 правило. Проводки, где ставим дебет 401 10 172, а по кредиту 210 06660, нужно поставить 17 нулей. Это правило и по кредиту и по дебету. Для всех учреждений. Имейте ввиду, что счет 401 10 172 будет иметь 17 нулей только если он корреспондирует со счетом 210.06.
6 правило – резервы. Счет 401.60 ведётся с классификацией и по дебету и по кредиту, правило для бюджетных и автономных учреждений. Классификация будет состоять из раздела, подраздела, и КВР. Далее правило по счету 401.60 для казенных учреждений, у казенных учреждений по счету 401.60 допускается показывать только раздел подраздел. Таким образом, если вы приняли решение и у вас на счете 401.60 будет только раздел подраздел и остальные нули, значит на счете 401.20 будет точно такая же классификация.
7 правило. Для всех типов учреждений для счета 201 показываются 3 нуля перед источником средств. Что касается централизованного снабжения у казенных учреждений по счету 304.04 — используется полная классификация.

Новое письмо Минфина России от 16.02.2017 № 02-07-07/8786 установило совершенно иной порядок отображения по профилактики травматизма за счет ФСС. Оно носит обязательный характер.

В прошлом году мы проводили профилактику за счет ФСС либо передвижкой кассовых расходов, либо исправительными проводками, когда ФСС эти расходы засчитывал. В соответствии с этим письмом и внесенными изменениями в бюджетную классификацию принцип будет другой. Начисляем взносы ФСС, отражаем расходы, производим расходы на охрану труда, например, приобретем спецодежду. Затем предъявим требования к фонду ФСС по зачету этих средств на охрану труда. Таким образом будем начислять доход. Т.е. мы предъявляем требования. Затем отражаем эти начисления, как начисленные доходы, и делаем зачет в ФСС. В результате произведенных действий появляется внекассовая операция.

В письме указаны проводки и весь механизм. Изучив письмо, мы видим совершенно иной подход: во всех проводках присутствует КВР 119, даже для приобретения услуг. Это означает что в плане должны быть отображены расходы и доходы. Обратите внимание, что начисление рекомендуется проводить через счет 209.30.

Бухгалтерские документы 2018
Бухгалтерские изменения в 2018 году
Бухгалтерский баланс 2018
Бухгалтерский учет 2018
Бюджетная классификация КОСГУ на 2018 год

Назад | | Вверх

Популярное:

  • Как на упрощенке работать с ндс НДС при УСН Актуально на: 14 января 2016 г. По общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не начисляют и не платят, т.к. не признаются плательщиками этого налога (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Однако в некоторых случаях […]
  • Правило регистрация ооо Регистрация ООО Актуально на: 23 апреля 2018 г. Если вы решили зарегистрировать ООО, то кроме принятия решения о том, чем именно будет заниматься ваша компания, вам также нужно будет определиться еще по некоторым пунктам: выбрать название для юридического […]
  • Военкомат севастополь встать на учет Жителей Севастополя приглашают стать на воинский учет До 1 января 2015 года все военнообязанные жители Севастополя должны встать на воинский учет. Это касается граждан призывного возраста и военнослужащих запаса. Читайте также До 1 января 2015 года все […]
  • Возврат оплаченной суммы с кбк Разработан порядок возврата переплаты по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года ФНС России на своем официальном сайте сообщила, что излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы за периоды до 1 января 2017 года можно вернуть, используя […]
  • О применении статьи 395 гк рф Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства 1. В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой […]
  • Земельный участок как прибыльно Земельный участок как прибыльно Почему инвестировать в землю выгодно? Каждого человека, который заботится о своем будущем, волнует вопрос – как правильно распорядиться накоплениями, сберечь их и преумножить. Население нашей страны пережило не один […]
  • Договор подряда на выполнение работ и услуг бланк Договор подряда на выполнение работ Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Подрядчик может […]
  • Взыскание дебиторской задолженности жкх Взыскание дебиторской задолженности жкх Определение понятия "коммунальные услуги". Что входит в перечень? Определение понятия "коммунальные услуги" дается в ряде нормативных актов. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, "коммунальные услуги" […]
Новый план счетов на 2018 года