Нк рф статья 397

Статьи, публикации

Уплата земельного налога и предоставление декларации по нему индивидуальными предпринимателями 30.08.2012 22:04

Любое физическое лицо, так же как и юридическое, обладающее земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, автоматически становится плательщиком земельного налога (абз. 2 п. 3 ст. 346.11 НК РФ, ст. 388 НК РФ).

Для физических лиц порядок исполнения обязательств перед бюджетом по земельному налогу в отношении земельных участков, которые используются (предназначены для использования) в предпринимательской деятельности зависит от того, является физлицо индивидуальным предпринимателем или нет:

Для справки — данные по г.Новосибирк:

П.2. Решения городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 105 «О Положении о земельном налоге на территории города Новосибирска» установлены порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в п.2.1 установлены сроки по уплате авансовых платежей — ежеквартально, равными долями, в следующие сроки: за первый квартал — не позднее 30 апреля налогового периода; за второй квартал — не позднее 31 июля налогового периода; за третий квартал — не позднее 31 октября налогового периода. Остаток налога (за четвертый квартал) — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.3 в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.11.2010 N 205)

В Письме от 11 апреля 2012 г. N 03-05-06-02/29 представители Минфина России обратили внимание индивидуальных предпринимателей на то, что самостоятельно рассчитывать налог и отчитываться по нему нужно только в отношении земельных участков, которые используются (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности. По остальным угодьям налог уплачивается на основании налогового уведомления, которое пришлют налоговики (его форма утв. Приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/[email protected]). Однако инспекцию следует заблаговременно письменно уведомить о том, что тот или иной участок задействован в бизнесе. Иначе он также попадет в уведомление.

Налоговый консультант
ООО «Учет-Сервис»
Анна Бондаренко

Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 397 НК РФ

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по земельному налогу урегулированы ст. 397 НК РФ.

Представительные органы муниципальных образований своими нормативно-правовыми актами, а Москва, Санкт-Петербург и Севастополь законами устанавливают, как и когда должны уплачиваться налог и авансовые платежи по нему. Но, хотя они и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать уплаты налога до подачи налогоплательщиками-организациями налоговой декларации, то есть раньше 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, местные органы власти вправе установить сроки уплаты налога начиная с этой даты.

В свою очередь, срок уплаты налога для налогоплательщиков — физических лиц не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Отметим, что Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ (далее — Закон N 334-ФЗ) в часть вторую НК РФ были внесены изменения в части установления для физических лиц единого срока уплаты земельного и транспортного налогов — не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 334-ФЗ указанные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 334-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Данная норма соответствует положениям абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ и указывает на календарную дату, начиная с которой начинают действовать положения актов законодательства о налогах.

Учитывая, что Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 декабря 2013 г., а также что налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам является календарный год, нормы по изменению сроков уплаты налогов для физических лиц вступают в силу с 1 января 2015 г.

Таким образом, обязанность уплачивать имущественные налоги по новому единому сроку возникнет у граждан начиная с 2015 г., в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 г. Данная позиция согласована с Минфином России (Письмо ФНС России от 23 апреля 2014 г. N БС-4-11/7798 «О разъяснении законодательства о налогах и сборах»).

Учитывая, что для физических лиц срок уплаты имущественных налогов установлен федеральным законодательством, ФНС России указала, что внесение изменений в нормативные правовые акты органов муниципальных образований и законы субъектов Российской Федерации в части дублирования нового срока не требуется.

Налог и авансовые платежи только организациями уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

Организация должна уплатить налог и представить налоговую декларацию:

— по месту нахождения головного офиса в отношении земельного участка по месту нахождения организации;

— по месту нахождения обособленного подразделения относительно земельного участка, предоставленного ему;

— по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Отметим, что в этом случае по указанному месту могут не находиться ни головной офис, ни обособленное подразделение.

При этом если указанные земельные участки находятся на территории одного муниципального образования, то налогоплательщик вправе уплатить налог и представить одну налоговую декларацию в налоговую инспекцию, в ведении которой оно находится.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. При этом такие налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Авансовые платежи по земельному налогу включаются в расходы по налогу на прибыль в том отчетном периоде, за который они рассчитаны.

В случае если суммы земельного налога были излишне уплачены либо взысканы, их возврат (зачет), в том числе в связи с перерасчетом, осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. указано, что исчисление земельного налога, учитываемого в составе расходов, в излишнем размере не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.

Статья 397 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

28 ноября 2016

15 января 2016

В уходящем году ввели новые формы налоговых деклараций, изменили льготы и их получателей, утвердили дополнительные обязанности по информированию органов контроля. В статье собрана информация об актуальных изменениях налогового законодательства, о которых необходимо помнить, закрывая отчетность.

27 ноября 2015

29 июля 2015

В еженедельном обзоре судебной практике на этой неделе Петербургский правовой портал предлагает узнать позицию Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по вопросам налогообложения прибыли организаций, исчислению земельного налога, регистрации прав на имущества после реорганизации, а также основаниям для ареста денежных средств на банковском счету.

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Налоги на землю под отдельно стоящем зданием за 2013,2014 года не начислялись НИ ,первый налог пришёл за 2015 год и был оплачен до 1,02,2016 г.,в2017 году пришёл налог за 2013,2014 года,по поводу почему налог не начисляли никакого вразумительного ответа от НИ не получил,хотя они должны вовремя и в срок направлять уведомления(я физ.лицо) Вопрос:1,правомерны их требования по оплате 2,уведомление за 2013 год должно было придти не позднее 30 дней до оплаты (срок оплаты до 5,10,2014 г.) 3,уведомление за 2014 г.(срок оплаты 1,10,2015г.) сроки оплаты прошли и налоги не начисляли по неизвестным причинам

Обязана ли религиозная организация подавать декларацию по земельному налогу если она не имеет объекта налогообложения, либо имеет льготу по налогу?

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Я,будучи на пенсии, платила налог на ЗУ, находящийся в СПб. В 2005 году получила 2 гр инвалидности. Придя в налоговую, чтобы заплатить налог, узнала от инспектора, что платить налог я теперь не должна. А теперь я узнала, что это льгота только для получивших инвалидность до 2004 г. И что теперь? Кадастровая стоимость ЗУ — 15млн рублей! Я должна буду заплатить за 10 лет, что я не платила?!

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Когда последний день уплаты земельного налога с юридических лиц за 2014 год

Вопрос относится к городу Череповец вологодская обл

Как определяется налоговая база по земельному налогу для физлиц, если муниципальные образования предоставляют в налоговые органы информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков не вовремя или не в полных объемах?

срок уплаты налога за дачный участок в 2012 году

Подскажите, срок оплаты авансового платежа за 1 кв 2013г по земле у ИП.

ООО использует земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования и уплачивает земельный налог. В связи с принятием Постановления правительства области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010, которая составила 94 240 889,60 руб. Также вступило в законную силу судебное решение, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка, равная 22 367 488 руб. Вправе ли ООО произвести перерасчет земельного налога за 2010, 2011 и 2012 гг. исходя из кадастровой стоимости по решению суда, равной рыночной по состоянию на 01.01.2010, так как применение такой кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика?

ИП в 2008г. приобрел на аукционе здание компрессорной и землю под использование здания. 29.12.2012г. получил налог.уведомление об уплате земельного налога за 2009г. Думаю, что ИФНС пропустила сроки, установленные ст.46,47 НК РФ для организаций и ИП и теперь уповает, что я заплачу налог как физ.лицо, т.е. в сроки указанные в налог.уведомлении.Стоит платить налог за 2009 год или я все же прав и могу отстоять свои права в суде? 29.12.2012г.ИФНС прислала уведомление ИП об уплате земельного налога за 2009г. правомерно ли это?

С 1996г. я являюсь членом садоводческого товарищества (Солнечногорский р-н Московской области). Земельный участок приобретен в результате купли-продажи. Имею свидетельство на право собственности на землю (зарегистрирован в земельном комитете), договор купли-продачи, кадастровый паспорт на участок.Регулярно оплачиваю взносы садовому товариществу, что отражается в членской книжке. До сегодняшнего дня была уверена что налог на землю оплачивает СНТ (т.к. никаких квитанций из Налоговой инспекции не получала) пока соседка состоящая в товариществе на таких же правах как и я, получила из ФНС квитанцию на уплату налога на землю аж с 2007г. (включая пени). Я поехала в Налоговую, где сказали что за мной никаких долгов по налогам нет. Что делать? Налоговая квитанций не высылает, председатель товарищества по моему вопросу ничего вразумительного сказать не может. Где получить официальный ответ на вопрос : являюсь ли я должником по земельному налогу и какие действия должна предпринять для того чтобы оплатить налоги (если они имеются) и спать спокойно.

Статья 397 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

СТ 397 НК РФ.

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 397 Налогового кодекса

Абзац 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Абзац второй пункта 1 статьи 397 НК РФ действует, в свою очередь, в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В абзаце 1 пункта 1 комментируемой статьи установлено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 397 НК РФ в новой редакции срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ.

Обращаем внимание, что абзац 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ также действует в новой редакции Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в силу которой земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В письме ФНС России от 11.02.2015 N БС-4-11/[email protected] «О сроках уплаты в налоговых уведомлениях» дается очень важное разъяснение о порядке применения новой редакции пункта 1 комментируемой статьи. Рассмотрим их.

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу с 01.01.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 02.12.2013 N 334-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в части установления для физических лиц единого срока уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физических лиц — не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ в статью 58 НК РФ, направляет разъяснения по порядку установления сроков уплаты в налоговых уведомлениях с расчетом имущественных налогов для реализации в программном обеспечении.

1. В случае если от даты направления налоговых уведомлений до 1 октября текущего года остается 30 и более рабочих дней, во всех налоговых уведомлениях (включая перерасчеты налога) указывается срок уплаты 1 октября 2015 года.

2. В случае если от даты направления налоговых уведомлений до 1 октября текущего года остается менее 30 рабочих дней (или в случае направления налоговых уведомлений после 1 октября текущего года), указывается следующий срок уплаты:

2.1. С учетом положений абзаца 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ в случаях получения сведений об объектах налогообложения, расчет налогов по которым ранее не производился и налоговые уведомления не направлялись и по которым возникла необходимость произвести расчет за три предшествующих налоговых периода (в целях недопущения потерь бюджетов регионального и местного уровней), налоговые уведомления должны быть направлены в кратчайшие сроки после выявления таких случаев (до 31.12 текущего года), но срок уплаты указывается 1 октября следующего года.

2.2. Принимая во внимание нормы пункта 6 статьи 58 НК РФ, в налоговых уведомлениях, которые содержат перерасчет налога по объекту, налоговое уведомление с расчетом налога по которому уже направлялось, указывается срок уплаты не позднее 30 рабочих дней со дня направления налогового уведомления.

При этом обращаем внимание, что основное число перерасчетов должно производиться в период массового расчета налогов за очередной налоговый период и включаться в одно налоговое уведомление с расчетом за очередной налоговый период.

Одновременно сообщается, что начиная с 1 января 2015 года письмо от 22.03.2013 N БС-4-11/[email protected] отменяется.

При этом в письме ФНС России от 23.04.2014 N БС-4-11/7798 «О разъяснении законодательства о налогах и сборах» сообщается, что обязанность уплачивать имущественные налоги по новому единому сроку возникнет у граждан начиная с 2015 года, в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 года. Данная позиция согласована с Минфином России. Учитывая, что для физических лиц срок уплаты имущественных налогов установлен федеральным законодательством, внесение изменений в нормативные правовые акты органов муниципальных образований и законы субъектов Российской Федерации в части дублирования нового срока не требуется.

Вместе с тем начиная с 1 января 2015 года все нормативные акты органов местного самоуправления и законы субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с нормами законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, обращаем внимание, что Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ в статьи 356 и 363 Налогового кодекса внесены изменения, устанавливающие полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по определению порядка и сроков уплаты только для налогоплательщиков-организаций. Аналогичные изменения будут внесены и в главу 31 «Земельный налог» Налогового кодекса.

В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-05-04-01/2765 указывается: учитывая, что Федеральный закон N 334-ФЗ не содержит переходных положений, ограничивающих применение данного Федерального закона к правоотношениям, связанным с уплатой имущественных налогов физическими лицами за налоговый период 2014 г., положения абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, а также п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. Федерального закона N 334-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие после вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. на те налоговые обязательства, которые возникнут у налогоплательщиков после 1 января 2015 г.

У налогоплательщиков — физических лиц в 2015 г. возникнет обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за налоговый период 2014 г.

Таким образом, новый единый срок уплаты имущественных налогов, предусмотренный Федеральным законом N 334-ФЗ, применяется для физических лиц начиная с 2015 г., в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 г.

Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 НК РФ.

Пункт 3 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В пункте 3 статьи 397 НК РФ закреплено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Необходимо иметь в виду, что положения пункта 3 статьи 397 НК РФ в новой редакции применяются в отношении налоговых периодов начиная с 2015 года.

В письме ФНС России от 04.06.2014 N БС-4-11/10563 рассмотрен вопрос об отражении организацией, отнесенной к крупнейшим налогоплательщикам, КПП в декларации по земельному налогу. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.

Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения» утверждена форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения.

В пункте 2.10 Порядка указано, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. В декларации указывается код налогового органа по месту нахождения земельного участка.

Согласно пункту 3.2 Порядка крупнейшими налогоплательщиками КПП указывается на основании уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков налоговые декларации по земельному налогу, заполняемые отдельно в установленном порядке по местонахождению земельного участка, указывая КПП, присвоенное налогоплательщику по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Необходимо рассмотреть ситуацию, когда налогоплательщику — организации земельному налогу принадлежит несколько земельных участков, являющихся объектом налогообложения, но которые подведомственны разным налоговым органам. Встает вопрос: в какой именно налоговый орган необходимо подавать декларацию по земельному налогу — в тот, в котором поставлен на учет налогоплательщик-организация по всем земельным участкам, или же в соответствующие налоговые органы по месту нахождения каждого из земельных участков?

Из прямого толкования норм НК РФ следует, что в рассматриваемой ситуации необходимо подавать несколько налоговых деклараций по земельному налогу по каждому из земельных участков в соответствующие территориальный налоговые органы. Подать единую декларацию по месту своего учета налогоплательщик земельного налога — организация не может.

Исключение составляют крупнейшие налогоплательщики. Они предоставляют налоговые декларации по земельному налогу по месту своего учета.

ФАС Западно-Сибирского округа было рассмотрено дело по иску о признании недействительным решения налогового органа.

Налоговый орган взыскал штраф за непредставление налоговой декларации по земельному налогу, полагая, что налогоплательщик должен был представить не одну декларацию, а несколько, по всем районам, где расположены земельные участки, являющиеся объектом налогообложения земельным налогом.

ФАС Западно-Сибирского округа, рассмотрев данное дело, вынес Постановление от 15.05.2013 N А45-21306/2012, в котором указал, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает порядок уплаты земельного налога налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Абзац 1 пункта 4 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В абзаце 1 пункта 4 установлено, что налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected] (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2015 N 35860).

Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы налогового уведомления» установлено, что к налоговому уведомлению, вручаемому налогоплательщику лично, нужно формировать отрывной корешок, содержащий информацию о подлежащих уплате суммах налогов, в котором налогоплательщик расписывается при получении налогового уведомления. Налоговое уведомление формируется в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате на основании налогового уведомления, в том числе за предыдущие налоговые периоды при перерасчете сумм налогов.

При отсутствии у физического лица объекта налогообложения по налогу, подлежащему уплате на основании налогового уведомления, раздел налогового уведомления по соответствующему налогу не формировать.

При перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налогоплательщику налоговом уведомлении, формировать раздел «Перерасчет налога» по соответствующему налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществлять в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию — по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации — по транспортному налогу.

Налоговые уведомления направлять налогоплательщикам не позднее срока, указанного в статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, одновременно с платежными документами на уплату физическими лицами налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговое уведомление в электронном виде направляется налогоплательщику земельного налога — физическому лицу одновременно с платежными документами на уплату налогов, подлежащих уплате в соответствии с этим налоговым уведомлением.

Датой направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде и соответствующих платежных документов считается дата размещения их в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика».

Налоговое уведомление считается полученным налогоплательщиком в электронном виде, если налоговому органу поступило подтверждение о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

В случае если налоговому органу не поступило подтверждение о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» до 1 сентября календарного года, в котором это налоговое уведомление в электронном виде было направлено налогоплательщику, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление и платежные документы на бумажном носителе не позднее 30 рабочих дней до наступления установленных сроков уплаты соответствующих налогов.

Отправка налогового уведомления по земельному налогу налогоплательщику — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможно только через интернет-сервис. Данное соответствует позиции официальных органов.

Так, в письме ФНС РФ от 14.02.2012 N БС-3-11/[email protected] подтверждено, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отправка налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предусмотрена только через интернет-сервис.

В абзаце 2 пункта 4 статьи 397 НК РФ установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В КС РФ поступила жалоба гражданина на нарушение его конституционных прав пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 283-ФЗ) и абзацем 2 пункта 4 статьи 397 НК РФ.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение позволяет налоговым органам начислять недоимку по земельному налогу за прошедшие налоговые периоды без учета уплаченных ранее по тем же налоговым периодам сумм налога, а потому не соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктам 3 и 7 статьи 3, пункту 2 статьи 5 и пункту 7 статьи 6 НК РФ.

КС РФ, изучив представленные заявителем материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению исходя из нижеследующего.

КС РФ указал: как следует из статей 96 и 97 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон N 1-ФКЗ), гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются его конституционные права и свободы; применение оспариваемого закона в деле заявителя должно быть подтверждено копией официального документа.

Представленные в КС РФ материалы свидетельствуют о том, что в ВС РФ заявитель обжаловал нормы того же федерального закона, конституционность норм которого он оспаривает в КС РФ.

При таких обстоятельствах обращение заявителя в КС РФ означает, что, по сути, он просит проверить конституционность правовых норм вне связи с конкретным делом, в котором судом в установленной юрисдикционной процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос, устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля. Однако такая проверка может быть осуществлена лишь по запросам перечисленных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации и статье 84 Закона N 1-ФКЗ субъектов. К числу таких субъектов граждане не отнесены.

В абзаце 3 пункта 4 статьи 397 НК РФ уточнено, что налогоплательщики земельного налога — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают данный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором пункта 4 комментируемой статьи.

В письме Минфина РФ от 04.10.2010 N 03-05-06-02/96 рассмотрена и проанализирована ситуация, когда органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы по земельному налогу в налоговом периоде, за который налогоплательщику уже было направлено налоговое уведомление. Рассмотрен вопрос, имеют ли право в данной ситуации налоговые органы пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление.

Минфин России пришел к следующему выводу.

Если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

При этом отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В абзаце 4 пункта 4 статьи 397 НК РФ установлено, что возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.

В письме Минфина России от 18.04.2013 N 03-05-05-02/13352 рассмотрена ситуация возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в случае, когда кадастровая стоимость земельного участка признается равной рыночной и устанавливается судебным актом.

В данном письме Минфин России указал, что если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, то данная кадастровая стоимость применяется с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.

При этом отмечаем, что возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ (пункт 4 статьи 397 НК РФ).

Аналогичная позиция выражена и в письме Минфина России от 10.04.2013 N 03-05-05-02/11854.

Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками — организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Нк рф статья 397

Федеральный закон от 02.12.2013 N 334-ФЗ,

Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ,

Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ

  1. Изменен срок уплаты физлицами земельного налога

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г.) срок уплаты физлицами земельного налога не мог быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, что позволяло определять более поздний срок. При этом исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 397, п. 2 ст. 387 НК РФ конкретные сроки устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

С 1 января 2015 г. срок уплаты физлицами земельного налога предусмотрен непосредственно в Налоговом кодексе РФ — не позднее 1 октября года, следующего за истекшим (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ). Согласно новой редакции п. 1 ст. 397 НК РФ порядок и сроки уплаты земельного налога устанавливаются соответствующими уполномоченными субъектами только для налогоплательщиков — организаций.

Таким образом, налог за 2014 г. физлица должны уплатить не позднее 1 октября 2015 г.

Аналогичный предельный срок установлен для уплаты физлицами транспортного налога и налога на имущество.

  1. Измененная кадастровая стоимость применяетсяс того периода, в котором подано заявление об оспариванииили допущена техническая ошибка

С 1 января 2015 г. введен порядок расчета земельного налога на основании кадастровой стоимости объекта, в случае если она изменена (п. 1 ст. 391 НК РФ). По общему правилу изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при расчете суммы налога к уплате за исключением двух случаев:

  • при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром. Измененная кадастровая стоимость применяется, начиная с периода, в котором такая ошибка была совершена (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик вправе пересчитать налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения;
  • изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Измененная величина учитывается при расчете налоговой базы начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ). Следовательно, если комиссия или суд установит кадастровую стоимость в размере рыночной, налогоплательщик вправе пересчитать налог только за периоды начиная с периода подачи заявления об оспаривании.

Необходимо отметить, что по данному вопросу ранее высказывался Конституционный Суд РФ в Определении от 03.07.2014 N 1555-О. Он указал, что само по себе проведение массовой оценки стоимости имущества не нарушает прав собственников и не свидетельствует о недостоверности сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Из позиции Конституционного Суда РФ можно сделать вывод, что изменение кадастровой стоимости в соответствии с решением суда не доказывает недостоверность содержащихся в госкадастре данных. Таким образом, пересчитать земельный налог за периоды, предшествующие вступлению в силу судебного акта, налогоплательщик не может. Однако комментируемое определение содержит приложение, в котором отражено особое мнение судьи. Согласно его позиции суд в конкретном случае и по заявлению собственника земельного участка должен оценить достоверность утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ информации о кадастровой оценке. Подробнее данный документ рассмотрен в выпуске обзора «Новые документы для бухгалтера» от 30.07.2014.

  1. Земельные участки под многоквартирными домамине облагаются земельным налогом

В силу п. 2 ст. 389 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2015 г., объектом обложения земельным налогом не признаются в том числе указанные в подпункте 6 земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит, в частности, земельный участок, расположенный под этим домом. Плательщиками земельного налога признаются физлица и организации, которые обладают на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения участками, признаваемыми объектом налогообложения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Поскольку участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома, с 2015 г. не являются объектом налогообложения, собственники жилых и нежилых помещений в таком доме не уплачивают земельный налог в отношении участка, расположенного под ним. На это обратила внимание и ФНС России (см., например, Письмо от 06.11.2014 N БС-2-11/[email protected]).

  1. Индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налогна основании налоговых уведомлений

С 1 января 2015 г. в соответствии с изменениями в гл. 31 НК РФ индивидуальные предприниматели, как и физлица, не зарегистрированные в данном качестве, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция (п. 4 ст. 397 НК РФ). Определение налоговой базы и исчисление суммы налога к уплате в отношении участков, которыми владеют индивидуальные предприниматели, теперь является обязанностью налоговых органов (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ). Новые правила применяются в отношении налоговых периодов начиная с 2015 г.. Таким образом, при уплате земельного налога и представлении отчетности за 2014 г. индивидуальные предприниматели должны применять ранее действовавший порядок.

Напомним, что до 2015 г. на основании прямого указания Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны:

  • исчислить налоговую базу (абз. 2 п. 3 ст. 391 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2015г.);
  • рассчитать сумму земельного налога (абз. 2 п. 2 ст. 396 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2015 г.);
  • представить налоговую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2015 г.).

Выводы: с 1 января 2015 г.:

  • физлица должны уплачивать земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ). Данное положение необходимо применять уже при уплате налога за 2014 г.;
  • в случае если кадастровая стоимость земельного участка изменена при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления земельного налога применяется начиная с периода, в котором была допущена указанная ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ);
  • если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете земельного налога начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ);
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом обложения земельным налогом (пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ);
  • начиная с периода 2015 г. индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, направленных инспекцией (гл. 31 НК РФ).

Популярное:

  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • П Б ч 2 ст 105 ук рф приговор В Ростове-на-Дону огласили обвинительный приговор "банде амазонок" Ростовский областной суд с участием присяжных заседателей и представи­телей про­куратуры области рас­смотрел уголовное дело в отношении Инессы и Виктории Тарвердие­вых, Сергея и Анастасии […]
  • Что лучше договор дарения или договор купли-продажи автомобиля Дарение и купля-продажа Дарение (гл. 32 Гражданского кодекса (ГК) РФ) и купля-продажа (гл. 30 ГК РФ) — кардинально отличающиеся по своей природе двусторонние сделки, направленные на отчуждение имущественных благ одной стороной (их собственником) в пользу […]
  • Создать комиссию по обследованию Создать комиссию по обследованию АДМИНИСТРАЦИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯБИЛИБИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОНЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 19 августа 2016 года № 583 г. Билибино О создании комиссии по проведению обследования и […]
  • Земельный участок в волгограде купить Купить земельный участок в Волгограде 18.09.2018 12:38 | Купить землю в Волгограде садоводство, 15 сот. Волгоград г, Дзержинский, СНТ Колос , продается участок, 15 соток, общ. пл. дома 567 кв.м., 1-я линия, коммуникации, рядом выход на озеро, есть проект на […]
  • Отчетность при усн в 2016 году для ооо Отчетность ИП и ООО на УСН Актуально на: 21 февраля 2017 г. ИП и ООО, перешедшие на уплату налога по УСН, в общем случае освобождаются от уплаты многих налогов. Соответственно, и состав отчетности для них, как правило, значительно сокращен. Как отчитываться […]
  • Ч3 ст30 ч1 ст 105 ук рф Пересмотр дела с ст. 30 ч 3; ст. 105 ч 1 УК РФ на ст 111 ч 2 УК РФ Здравствуйте, подскажите пожалуйста, есть ли в судебной практике , пересмотр дела с ч. 3 ст. 30; ч. 1 ст. 105 УК РФ на ч 2 ст 111 УК РФ? Прошу выслать какие конкретно примеры? Какие решения […]
  • Тк рф оплата по среднему заработку Средний заработок для оплаты командировки Статья 167 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) гарантирует работнику, направленному в служебную командировку, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со […]
Нк рф статья 397