Конституционное право экономические права человека

Тема 5. Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита

4. Социально-экономические права и свободы

1. Право на предпринимательскую деятельность. Это право впервые закреплено в Конституции РФ 1993 г, которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ)

2. Право на частную собственность. В статье 35 Конституции РФ закрепляется, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наряду с частной собственностью, Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации этого права осуществляется нормами гражданского законодательства.

3. Право на землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Закрепление права в ст. 36 Конституции частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.

4. Право на свободный труд. Свободный труд является основой благосостояния человека и государства в целом. Статья 37 Конституции устанавливает – «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Конституция РФ 1993 г. устанавливает также, что «принудительный труд запрещен».

5. Право на отдых. С правом на свободный труд неразрывно связано право на отдых. Эта связь проявляется и в том, что оба эти права закреплены в одной статье Конституции РФ.

Каждый имеет право на отдых, закреплено в п. 5 ст. 37 Конституции РФ. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Регулирование реализации права на отдых осуществляется в общегосударственных, отраслевых и ведомственных актах трудового права.

6. Защита семьи. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила установление в ст. 38 Конституции РФ положения о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании провозглашены Конституцией равным правом и обязанностью родителей. Конституция РФ одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

7. Право на социальное обеспечение. Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как установлено в ст. 39 Конституции РФ «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

8. Право на жилище. Данное право является одним из важнейших прав человека. Как устанавливает ст. 40 Конституции РФ, «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Согласно п. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.

В Конституции РФ закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. В пункте 3 ст. 40 установлено, что малоимущим и иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

9. Право на охрану здоровья. В соответствии с социальной политикой Российского государства, Конституция РФ закрепляет в ст. 41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В пункте 3 ст. 41 Конституции РФ подчеркивается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

10. Право на благоприятную окружающую среду. Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

11. Право на образование. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый человек имеет право на образование. Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В пункте 3 ст. 43 Конституции РФ установлено также, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

12. Свобода творчества. В Российской Федерации согласно ст. 44 Конституции РФ каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Образовательный портал — все для студента юриста.

V-4. Экономические права и свободы.

Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

— Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

— Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

— Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

— Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

— Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

— Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

— Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Конституционное право экономические права человека

Важное место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина занимают и экономические права и свободы, которые определяют человека создавать материальные и личные нематериальные благ га, владеть ими и осуществлять хозяйственную деятельность. К основным экономических прав и свобод человека и гражданина относятся: право частной собственности (в 41), право на предпринимательскую деятельность, как а не запрещена законом (ст. 42), право на пользование объектами права государственной и коммунальной собственности (в 41) и собственностью Украинского народа (в 13. 13).

Следовательно, экономические права и свободы человека и гражданина — это нормативно определена мера возможного поведения или деятельности человека и гражданина в экономической сфере общественных отношений, связанная с право овыми режимом собственности и хозяйственной деятельности.

Конституция Украины содержит сравнительно небольшое количество основных экономических прав и свобод-право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, право пользоваться об. Объект права государственной и коммунальной собственности. Впрочем эти конституционные права получили комплексное развитие в действующем гражданском и хозяйственном законодательстве Украини.

Первичным, базисным экономическим правом, определяет экономические основы общественного и государственного строя Украины, является право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами свои интелек ктуальнои, творческой деятельности (с 41), приобретается в порядке, определенном действующим законодательством Украины. Объектами права частной собственности определяются материальные (подвижные и неподвижные) и личные нематериальные ценности (блага). Формой осуществления правоотношений, связанных с реализацией права частной собственности, является владение, пользование и распоряжение материальными и личными нематериальным и ценностями (благами) с целью удовлетворения социально-экономических потребностей человека и гражданинина.

Вместе с тем. Основной. Закон предостерегает, что собственность обязывает не наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли есть использование права частной собственности для нанесения вреда и ущерба другим лицам и их законным правам, а также в ущерб интересам общества и государства является недопустимымим.

Государство гарантирует, что никто не может быть противоправно лишен собственности и декларирует незыблемость права частной собственности. Принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применяют а не только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается лишь в условиях военного или чрезвычайного положения. Поэтому национализация и реприватизация объектов права частной собственности неконституционноною.

Конфискация как форма отчуждения частной собственности может применяться только по решению суда, как дополнительная санкция в административной и уголовной юридической ответственности

Следующим важным экономическим правом является право каждого на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом (ст. 42). По содержанию это право позволяет осуществлять на свой риск деятельность, предполагающая в получения прибыли, за субъектами — это право принадлежит всем гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, за исключением депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, судей и иін.

Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, предотвращает злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию частности, в. В Украине действует. Антимонопольный комитет Украины, который обязан обеспечивать конкурентоспособность предпринимательской деятельности в государстве и предотвращать образование искусственных монополий.

Конституция Украины также возлагает на государство обязанность защищать права потребителя, осуществлять контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствовать деятельности общественных ор рганизаций потребителей есть государство обеспечивает социальную характер предпринимательской деятельности в Украині.

Производным от права собственности и право граждан Украины пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности для удовлетворения своих потребностей (ч. С в 41) и собственностью Украинского народа (в 1 13), но это право является лишь разновидностью права собственности и требует своего законодательного закрепления и должного теоретического обоснованияння.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Экономические права как основа реализации прав и свобод человека и гражданина. Статьи по предмету Конституционное право России

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

К.Л. МАЛЬЦЕВ

Современный этап развития большинства современных государств, не исключая и Российскую Федерацию, все более очевидно демонстрирует зависимость реализации прав и свобод человека и гражданина не от их политической, юридической декларации, закрепления как конституционной нормы-цели, нормы-принципа, но от финансового и в целом экономического обеспечения. Более того, именно экономические права (право собственности; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности; право на свободный труд и др.), как нам думается, в первую очередь обеспечивают тот экономический базис, который лежит в основании механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
В юридической литературе понятие «механизм» стало методологической категорией и рассматривается исследователями в различных аспектах . В их числе: механизм реализации прав и свобод ; механизм защиты прав и свобод ; охранительный механизм прав и свобод; механизм обеспечения прав и свобод; социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод и т.д. .
———————————
Миролюбова С.Ю. Право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. М.: Статут, 2013. 157 с. С. 29.
См. об этом: Мазаев В.Д. Механизм реализации конституционных прав // Методологические проблемы государства и права. Куйбышев, 1986. С. 44 — 51; Молькова Е.А. Механизм реализации прав и свобод человека: Ученые записки / Отв. ред. В.Н. Сафонов и др. Курск, 2004. Вып. 12.
См.: Чепурнов А.А. Проблемы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Конституция, судебная власть и права человека в Российской Федерации: Материалы докладов и сообщений участников межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. Н.С. Бондарь. Ростов н/Д, 2006.
См. об этом: Витрук Н.В. Юридическая природа конституционных прав и свобод граждан: конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 68 — 84; Дюжиков С.А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001; Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. N 1; Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции РФ (некоторые методологические аспекты) // Правоведение. 1996. N 1; и др.

На наш взгляд, даже фиксация права, свободы на «высшем» конституционном уровне не является «самодостаточной мерой», безусловно гарантирующей их реализацию. В этом контексте А.А. Ковалев отмечает, что в российском общественном сознании долгое время бытовало представление о правах человека как об абстрактной идее, предмете научной полемики, а не универсальной ценности. На официальном уровне признавалась необходимость уважения и соблюдения прав человека, но отсутствовал механизм реализации этой линии .
———————————
Ковалев А.А. Международная защита прав человека: Учеб. пособ. М.: Статут, 2013. 591 с. С. 3 — 4.

В современных условиях, когда Россия вынуждена отстаивать свои интересы как суверенного государства, в том числе путем фактической проверки на соответствие Конституции России даже актов Европейского суда по правам человека , роль международных институтов обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, к сожалению, снижается.
———————————
См., например: Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 2015. N 284. 16 декабря.

В настоящее время начинают играть ключевую роль в анализируемом механизме такие, например, институты, как институт Президента Российской Федерации, который является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Как справедливо замечают ученые, «Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации. Выполняя функцию гаранта, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент также имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а также руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях» .
———————————
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 272 с. С. 65.

Для успешного функционирования механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина, включая экономические конституционные права, «требуется, во-первых, официальное признание государством реального существования прав человека. Во-вторых, их юридическое закрепление в Конституции и законодательстве страны, отвечающих международным нормам в области прав человека. Реальность и эффективность защиты прав человека без существования действенных правовых механизмов существенно снижаются. Правовое оформление является наибольшей гарантией защиты прав человека. Если не сказать большего: без норм права защита прав человека нереальна. Но из этого вовсе не следует делать вывод, будто вне юридической формы, т.е. вне законов, норм права, права человека не существуют. Конституция РФ в ч. 1 ст. 55 закрепила принцип, согласно которому признается правомерным всякое поведение, не запрещенное законом. В-третьих, неукоснительное следование исполнительными органами власти этим общепризнанным нормам. В-четвертых, обеспечение судебной защиты естественных прав и свобод человека» .
———————————
Международная и внутригосударственная защита прав человека / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с. С. 44.

В глобализирующемся мире практически для всех стран характерны тенденции активного реформирования системы права, гуманизации действующего законодательства и, что особенно важно, приведения его в соответствие с экономическими и социальными реалиями развития общества. Однако в Российской Федерации многие авторы констатируют «слабую связь» законодательства с экономической практикой .
———————————
См., например: Кирилловых А.А. О юридических лицах в проекте изменений норм Гражданского кодекса Российской Федерации // Налоги. 2011. N 31. С. 22 — 26.

Так, к примеру, нормы гражданского законодательства «пока слабо реагируют на вызовы обновляемой экономики» . Аналогичную позицию занимают и специалисты в сфере жилищного права; по их мнению, в частности, отчуждение жилого помещения, сопровождающееся обременением правами третьих лиц (бывших членов семьи собственника), значительно усложнено с точки зрения определения экономической составляющей рыночной цены данной площади и фактической невозможностью для нового приобретателя владеть ею . Право нового собственника превращается в jusnudum (голое право).
———————————
Там же.
Бобровская О.Н. Теоретические и практические аспекты отказа от приватизации жилого помещения в пользу одного члена семьи // Современное право. 2011. N 8. С. 100 — 103.

В настоящее время наука все чаще обращается к проблемам правового регулирования экономики . Можно обнаружить труды, связанные с отдельными ее аспектами, например исследованием проблем правового регулирования экономики в условиях экономического кризиса и последствий его преодоления , изучением правового регулирования экономических отношений собственности , анализом статуса особых экономических зон , выявлением публично-правовых аспектов регулирования экономики и т.д. . Вместе с тем, как нам думается, проблематика конституционных прав исследована пока в недостаточной мере.
———————————
Конституционные основы и правовое регулирование экономики Российской Федерации: Учеб. пособ. / Под ред. В.И. Авдийского, С.Г. Павликова. М.: Альфа-М, 2012.
См.: Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии / Отв. ред. Е.П. Губин, Е.Б. Лаутс. М.: Юрист, 2010. 264 с.
См.: Зрилова Е.С. Правовые институты регулирования экономических отношений собственности // Право и экономика. 2010. N 2. С. 32 — 41; Андреева Г.Н. Проблемы правового регулирования публичной собственности в государствах с переходными экономиками и возможные пути их решения // Реформы и право. 2010. N 2. С. 13 — 17.
См.: Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2010. 360 с.; Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Предпринимательское право. 2010. N 4. С. 31 — 35; Павлов П.В. Административно-правовое регулирование режима особых экономических зон в России // Административное и муниципальное право. 2010. N 12. С. 74 — 81; Каргиева Б.Э. Особые экономические зоны: специфика государственно-правового регулирования // Общество и право. 2010. N 4. С. 62 — 65; Батыров М.В. Правовые механизмы регулирования отношений в сфере функционирования особых экономических зон Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2011. N 2. С. 7 — 9.
См.: Талапина Э.В. Публичное право и экономика: Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2011. 520 с. См. также: Правовое регулирование экономических отношений: Альманах / В.В. Андрощук, П.А. Борноволоков, Е.В. Еремина и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. Вып. 1. 206 с.

Правовое регулирование представляет собой совокупность различных форм и средств юридического воздействия государства на экономическое поведение участников общественных отношений, которое осуществляется в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить экономическое поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку . Назначение правового регулирования экономических отношений состоит в том, что с его помощью достигаются установление и организация процесса экономической реализации прав и юридических обязанностей различными субъектами этих отношений. Таким путем правовое регулирование придает экономическим отношениям определенность и устойчивость, поскольку установленное правило, с одной стороны, указывает на наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, с другой стороны, это правило гарантируется содействием, поддержкой и охраной государства с целью непременного достижения преследуемого результата в урегулированных правом экономических отношениях, прежде всего в отношениях собственности .
———————————
Зрилова Е.С. Правовые институты регулирования экономических отношений собственности // Право и экономика. 2010. N 2. С. 32 — 41.
Там же.

Ученые отмечают, что все большее распространение получает понятие «экономическая конституция» . Причем если для России этот термин является непривычным, то для европейских стран концепция экономической конституции является самостоятельной теорией, отделившейся от концепции конституции в процессе развития последней . Ряд российских ученых (Г.А. Гаджиев, Г.Н. Андреева, И.А. Кравец и др.) принимают активное участие в разработке концепции экономической конституции. По их мнению, экономическая конституция — совокупность конституционных принципов, норм, понятий в сфере экономики, связанных между собой сложными логико-правовыми связями и в силу этого составляющих определенное единство . В условиях дискуссии о будущем единой европейской конституции вопросы развития рыночной экономики, единого рынка и свободной конкуренции занимают одно из важнейших мест в развитии концепции экономической конституции . Так, например, некоторые авторы полагают, что экономическая конституция лишь фиксирует наличие определенных экономических требований и условий в тексте Основного Закона, что препятствует широкомасштабному «вторжению» экономистов в сферу права . С точки зрения позитивного права экономическая конституция как правовая материя содержит основные нормы права, отражающие экономический строй государства, а также фиксирует экономические права и свободы .
———————————
Конституционные основы и правовое регулирование экономики Российской Федерации. С. 29.
Андреева Г.Н. О месте концепции «экономической конституции» в европейском дискурсе // Журнал российского права. 2007. N 12. С. 23.
См.: Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1; Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск: ЮКЕА, 2001; Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юрист, 2002. С. 59 — 60.
Maurer H. Staatsrecht I. 4 Aufl. Munchen: Beck, 2005. S. 254; Claphan R. Wirtschaftsverfassung fur Europa // Aus Politik und Zeitgeschichte. B., 2004. N 17. S. 21 — 28.
Баренбойм П.Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять лет в России // Законодательство и экономика. 2007. N 6. С. 12.
Сухоруков А.С. Указ. соч. С. 22 — 23.

Также все большее значение приобретают научные разработки в сфере конституционной экономики . Под конституционной экономикой понимается научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве . Одной из главных задач конституционной экономики является анализ воздействия экономики на государство и выработка решений, направленных на ее эффективное функционирование.
———————————
Там же.
Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. С. 10.

Конституционная экономика — научное прикладное направление и основа правовой реформы в сфере системы экономического законодательства. Конституционная экономика предполагает комплексное рассмотрение взаимосвязи вопросов конституционного права с основами экономического положения личности и проблемами экономического развития страны .
———————————
Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12. С. 28.

Нам представляется, что изучение в рамках указанных научных школ (конституционная экономика, экономическая конституция, экономическое право и др.) конституционных прав целесообразно дополнить их самостоятельным научным анализом.
Полагаем, что эта проблематика имеет важное не только теоретическое, но и прикладное значение для Конституционного Суда РФ. Последний не раз обращал внимание на противоречия между конституционными правами, свободами и принципами и на необходимость разрешения таких противоречий . Так, одним из таких примеров может служить столкновение свободы предпринимательской деятельности и защиты конкуренции. Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, отмечает, что «для проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции федеральным законодателем в целях защиты прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью (хозяйствующих субъектов)», могут быть приняты соответствующие федеральные законы, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности .
———————————
См.: Саидов З.А. Административно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. N 1. С. 21 — 28.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 185-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Запрягаева Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и положениями статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

Другим примером является противопоставление свободы предпринимательства и прав потребителей , в отношении которого Конституционный Суд отметил, что «положения статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» направлены на защиту прав потребителей в случае продажи им товара ненадлежащего качества и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя» .
———————————
Саидов З.А. Указ. соч.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. N 981-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макова Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 7 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».

Необходимость согласования противоречивых интересов, защищенных конституционными нормами, была отмечена и в акте Конституционного Суда Российской Федерации, где было выявлено противоречие между свободой распоряжения собственностью (в данном случае муниципальной) и необходимостью защиты интересов малого и среднего предпринимательства .
———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 22-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска» // СПС «КонсультантПлюс».

Как пишет З.А. Саидов, в практической реализации принципов «экономической конституции» происходят конфликты как между ними, так и между другими конституционными правами, свободами и принципами. Конституционный Суд России регулярно обращал внимание на необходимость их примирения в рамках процесса их конкретизации на уровне законодательных актов. В итоге, если базу конституционно-правовых основ механизма административно-правового регулирования экономики составляют те конституционные нормы, которые в науке принято относить к «экономической конституции», то в регулировании экономики участвуют практически все положения Основного Закона .
———————————
Саидов З.А. Административно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации. С. 21 — 28.

В данном случае можно констатировать и противоречия между декларируемыми конституционными правами и свободами и фактической возможностью государства для их практической реализации. В этом экономические права могут рассматриваться как основа реализации прав и свобод человека и гражданина в России, ибо в первую очередь обеспечивают формирование экономического базиса их реальной исполнимости.
Таким образом, обеспечение, реализация и защита прав и свобод человека представляют собой своеобразный юридический механизм, под которым в широком смысле понимается социально обусловленный, законодательно предусмотренный комплекс согласованных действий с целью получения заинтересованной личностью блага, опосредованного правом (свободой). Органичной составной частью указанного механизма выступают гарантии прав и свобод человека: социальные условия и специальные юридические средства. Однако это определение наполняется более реальным содержанием в случае его «привязки» к экономическим правам, финансовым ресурсам и экономике в целом.

Литература

1. Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1.
2. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. С. 10.
3. Баренбойм П.Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять лет в России // Законодательство и экономика. 2007. N 6. С. 12.
4. Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12. С. 28.
5. Бобровская О.Н. Теоретические и практические аспекты отказа от приватизации жилого помещения в пользу одного члена семьи // Современное право. 2011. N 8. С. 100 — 103.
6. Зрилова Е.С. Правовые институты регулирования экономических отношений собственности // Право и экономика. 2010. N 2. С. 32 — 41.
7. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: Учеб. пособ. М.: Статут, 2013. С. 3 — 4.
8. Миролюбова С.Ю. Право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. М.: Статут, 2013. С. 29.
9. Claphan R. Wirtschaftsverfassung fur Europa // Aus Politik und Zeitgeschichte. B., 2004. N 17. S. 21 — 28.
10. Maurer H. Staatsrecht I. 4 Aufl. Munchen: Beck, 2005. S. 254.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

• Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

• Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

• Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

• Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с ма-

лолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

• Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

• Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

• Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

• Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,

основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

• Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

Как это и принято во многих современных конституциях, социально­экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории.

С одной стороны, это «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социаль­но уязвимым). С другой стороны — декларативные права, которые фор­мально гарантируются, но реальный уровень их реализации зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресур­сов самого государства[11].

Экономические, социальные и культурные права

Экономические права призваны гарантировать человеку воз-можность удовлетворить свои жизненные потребности, получить от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды.

Право частной собственности относится к числу основных прав человека и гражданина, это одна из основ свободы личности. Подавляющее большинство действующих в мире конституций закрепляют это право и гарантируют защиту собственности, а также свободное пользование и распоряжение ею. Частная собственность — необходимое условие рыночной экономики и свободного гражданского общества. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность, не запрещенную законом и не нарушающую прав и законных интересов других лиц.

Конституция Италии гласит (ст. 42): «Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также — ее пределы — с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех».

Вместе с тем в соответствии с распространенной формулой «собственность обязывает» (например, Основной закон ФРГ. Ст. 14; Конституция Украины. Ст. 15) оговаривается, что пользование соб-ственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан.

Конституции обычно устанавливают юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть

лишен своего имущества иначе как на основании закона и по решению суда. Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещаются насильственные принудительные национализация и реприватизация. Если государство считает необходимым установить пределы частной собственности или определить ее содержание (например, исключить какие-то объекты), то это можно сделать только путем принятия закона.

Конституционной гарантией права частной собственности является также право наследования.

Следовательно, право частной собственности не рассматривается теперь как «священное и неприкосновенное», каким оно объявлялось в большинстве стран еще в XVIII-XIX вв. Оно не является абсолютным, ибо может быть подвержено государственному регулированию вплоть до отчуждения собственности Однако это возможно (и встречается на практике) лишь в исключительных случаях и в ограниченных размерах, с тем чтобы не подорвать экономическую основу общества. В связи с этим некоторые конституции (например, Греции, ст. 17) весьма подробно регулируют порядок компенсации за отчуждаемое государством имущество граждан.

В социалистических государствах право частной собственности традиционно отрицалось. Оно и сейчас отрицается в КНДР как для своих граждан, так и для иностранных (в этой стране Конституцией признается только личная собственность трудящихся). Но в других социалистических странах в связи с начавшейся либерализацией экономики право частной собственности стало расширяться, содействуя притоку иностранного капитала и общему подъему деловой активности. В КНР, например, Конституция теперь закрепляет гарантии частным хозяйствам, которые, однако, рассматриваются как некое «дополнение» к социалистическому общественному хозяйству.

С правом частной собственности неразрывно связана свобода (право) предпринимательской деятельности. Это право тоже может быть отнесено к числу личных прав граждан, оно позволяет человеку заниматься каким угодно трудом: земледелием, торговлей, хозяйственной деятельностью. Тем самым исключается монополия государства на организацию экономической жизни. Никакой государственный орган не имеет права диктовать частному предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законом). Предприниматель, владеющий предприятием на праве частной собственности, сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать различного рода объединения с другими предпринимателями, в том

числе зарубежными, открывать счета в банках, открывать и закрывать свои предприятия. Признание права на предпринимательскую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права, более того, как содействие и помощь частному бизнесу.

Но и это право не является абсолютным. Конституция Испании, например, устанавливает (ст. 38): «Признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики. Органы власти гарантируют и охраняют ее осуществление, а также обеспечивают защиту производства, в соответствии с общими экономическими требованиями, включая планирование». Во многих странах государство запрещает определенные виды экономической деятельности (например, производство некоторых видов оружия) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государственные органы регулируют экспорт и импорт, ограничивают монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах национальной экономики, но могут устанавливаться только законом.

Социальные права могут быть разбиты на три группы: права на коллективные действия в защиту своих интересов, индивидуальные трудовые права, права в социальной области. Регламентация указанных прав осуществляется различными отраслями права (трудовым, административным, социальным). Практически ни в одной стране эти права конституционно не закреплены в полном объеме. В некоторых государствах (например, в США) они вообще не относятся к числу основных («фундаментальных») прав, а потому не включены в конституции. Не только материальные, но и юридические гарантии многих социальных прав находятся на низком уровне. Так, из-за отсутствия ясно сформулированных обязанностей, соответствующих этим правам, они не пользуются судебной защитой. Регламентация ряда прав вообще исчерпывается их конституционным или законодательным провозглашением, они имеют поэтому скорее декларативный характер и уязвимы перед угрозой нарушений и ущемлений со стороны предпринимателей и государственного аппарата.

Если положения Международного пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав» (ч. 1 ст. 2). Поэтому социальные и культурные права предстают скорее как правовые стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. Реализация прав ставится в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно.

Права на коллективные действия в защиту своих интересов подразумевают права на объединение в профсоюзы, забастовку,

заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятиями. Эту группу прав, особенно право на объединение в профсоюзы, часто рассматривают как часть политических прав и свобод (свобода союзов и ассоциаций). Такой подход, безусловно, верен, поскольку широкие коллективные действия лиц наемного труда часто носят определенный политический оттенок, а иногда приобретают политическую направленность. Но в то же время в большей мере они используются работниками для защиты своих социально-экономических интересов. Поэтому права на коллективные действия подвергаются определенным ограничениям.

Профсоюзы практически во всех странах обладают легальным статусом, пользуются международно-правовой защитой. Закрепляется и их право на заключение коллективных договоров об условиях труда. В Португалии Конституцией (ст. 55) «за трудящимися признается свобода профсоюзной деятельности — условие и гарантия их единства в защите своих прав и интересов». Но здесь же профсоюзам предписывается проводить периодические выборы руководящих органов путем тайного голосования.

Конституциями закрепляется право на забастовку, которое обычно выводится из запрета принудительного труда. Но для проведения стачки от рабочих требуют предварительного уведомления предпринимателя, соблюдения «периода охлаждения» (срок, в течение которого нельзя начинать стачку), проведения тайного голосования среди рабочих и т.

Ограничения права на забастовку, о возможности которых в конституциях часто не упоминается, не противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в от-ношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны в интересах государственной безопасности, общественного порядка или для обеспечения прав и свобод другими. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Устанавливать конкретные запреты на законных основаниях может только суд.

В ряде стран приняты законы о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями (ФРГ, Франция, Швеция и др.). В Португалии это право широко регламентируется конституционно (ст. 54). В реальной действительности такое соучастие несколько ограничивает предпринимательский произвол, позволяет, например, предотвращать массовые увольнения, введение интенсивных методов труда и т. д. А в таких странах, как США, Великобритания, Япония и другие, в силу сложившихся произ-водственных отношений вообще нет каких-либо законов об участии трудящихся в управлении производством.

Индивидуальные трудовые права включают права на труд, отдых, равную оплату за равный труд и др. Они часто закреплены в конституциях (Испания, Португалия, Франция, Италия и др.), детализируются в трудовых кодексах, коллективных договорах, судебных решениях. Эти права базируются на принципе свободы труда, согласно которому люди вступают в трудовые отношения не по принуждению, а по собственному желанию. Отсюда следует, что работник и предприниматель вправе сами заключать и расторгать трудовой договор, а также устанавливать его срок и содержание. Однако на практике предприниматели часто одно-сторонне устанавливают условия труда и увольняют работников, исходя только из соображений максимальной прибыли Работники заинтересованы в реальности права на труд, позволяющем им избавиться от безработицы или угрозы потерять работу. Но это право, хотя оно формально присутствует во многих конституциях, обеспечить для всех в условиях рыночной экономики невозможно.

Длительная борьба профсоюзов, потребности рыночного хозяйства привели к тому, что предпринимательский произвол подвергся значительным ограничениям. Конституциями были поставлены вне закона принудительный труд, использование труда детей, а также дискриминация женщин Во многих странах (Франции, США, Италии, Великобритании) запрещена дискриминация при найме на работу и увольнении, а также в отношении условий труда. В ряде стран введено даже уголовное наказание за дис-криминацию при приеме на работу (Дания, Финляндия, Норве-гия, Голландия). Но проблема гарантий права на труд остается острой.

Не имеют достаточных правовых гарантий для всех лиц наемного труда и другие трудовые права. Они соблюдаются лишь в той мере в какой опираются на силу профсоюзов и потребности цивилизованного использования рабочей силы в интересах производства.

Права в социальной области (на социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, нормальные жилищные условия и др.) в том или ином объеме зафиксированы практически во всех конституциях. В Италии, например, Конституция закрепляет «право на государственную помощь при нетрудоспособности», в Швейцарии — право на пособие по безработице и по старости. Нередко вместо социального обеспечения говорится только об «общественном призрении» или «социальной помощи» (Голландия, Австрия, Дания). Отсутствие достаточной государственной помощи в обеспечении жизненных потребностей людей в сочетании с безработицей порождает бедность даже в развитых странах. В США, например, по официальным данным, насчитывается несколько миллионов бедняков, а в развивающихся странах их сотни миллионов.

Следует, однако, иметь в виду, что в свободном гражданском обществе с рыночной экономикой обеспечение всех жизнен-

ных потребностей людей не является обязанностью государства. Оно обязано лишь создавать условия, чтобы каждый мог найти приложение своим силам, приобрести собственность, найти работу. Человек, следовательно, сам несет ответственность за благосостояние свое и своей семьи, и только в отношении тех, кто объективно не в состоянии это обеспечить (больные, нетрудоспособные, инвалиды, безработные и т. д.), общество через государственное и частное социальное обеспечение обязано оказать помощь таким людям.

Под таким углом зрения рассматривается конституционно закрепляемое» право на медицинское обслуживание. Оно далеко не всегда означает признание соответствующего субъективного права граждан. В Конституции Италии, например, лаконично говорится: «Республика охраняет здоровье». За исключением очень небольшого круга стран, государства не предусматривают введения права на бесплатное лечение в случае болезни, хотя без этого данное право вследствие дороговизны медицинской помощи для многих людей не имеет смысла.

Столь же ограниченны по своему реальному значению конституционные формулы о праве на жилище. Государство не обладает средствами, чтобы гарантировать каждому гражданину получение жилья. Но делу помогает хорошо развитая система кредитования, частного и муниципального жилищного строительства, вследствие чего подавляющее большинство людей обеспечены комфортабельным жильем. В то же время многие семьи даже в развитых странах живут в домах без элементарных удобств, а другие вообще не имеют жилья. В еще более тяжелом положении находятся люди в развивающихся странах.

Одно из основных социальных прав граждан— право на образование. Его реализация непосредственно обеспечивает экономический, социальный и духовный прогресс общества, одновременно создавая предпосылку развития личности, ее культуры, благополучия. Развитые государства не жалеют средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, закрепляя право на образование каждого человека, устанавливает, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно содействовать все большему уважению к правам человека и основным свободам. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает: «Никому не может быть отказано в праве на образование». Закрепляя в конституциях это право, современные государства берут на себя определенные обязанности, но это не означает, что каждому человеку может быть автоматически предоставлена возможность получения образования. Государства обычно берут на себя обязанность обеспечить определенный уровень обязательного об-разования.

Среди социальных прав важное место занимает право на благоприятную окружающую среду. Оно приобрело особое значение в современную эпоху, отличающуюся невиданным развитием промышленности и ее негативным воздействием на среду обитания человека. Поскольку экологическая безопасность превратилась в важнейший фактор качества жизни, здоровья и благополучия людей, право на благоприятную окружающую среду признано международным и конституционным правом одним из фундаментальных прав человека и гражданина. Защита этого права предполагает борьбу против превышения пределов радиационного воздействия, загрязнения воздушного бассейна, водоемов, концентрации вредных веществ, за сохранение природы и природных ресурсов и др.

Культурные права включают свободный доступ к культурным ценностям, свободу творчества и научных исследований. В Конституции Болгарии (ст. 54) говорится: «Каждый имеет право пользоваться национальными и общечеловеческими культурными ценностями и развивать свою культуру в соответствии со своей этнической принадлежностью, что признается и гарантируется законом». Тем самым государство как бы берет на себя обязательства развивать, например, сеть музыкальных и художественных школ и училищ, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, предоставление кредитов и др. Во многих странах признано, что учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их доля, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Популярное:

  • Можно ли дарить шампанское Можно ли дарить шампанское Реклама: Интернет магазин - Увлажнители воздуха, воздухоочистители, цифровые метеостанции, ионизаторы воздуха. Доступные цены и широкий модельный ряд! Существует целый ряд «скользких подарков». Наши подарковеды собрали воедино всё […]
  • Выборные и иные органы местного самоуправления ВИДЫ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного самоуправления, назначение […]
  • Конституционное право в россии понятие Конституционное право России Учебники для вузов 1.1. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации Термин «конституционное право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, как отрасль национального права, во-вторых, как отрасль […]
  • Уголовный кодекс ст 228 ук рф Уголовный кодекс ст 228 ук рф Законодательство Российской Федерации Поправки в УК РФ, вступившие в силу с 12 мая 2004 года, существенно изменили ситуацию уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот наркотических средств и […]
  • Форма сделок и последствия ее несоблюдения шпаргалка Форма сделок и последствия ее несоблюдения. Форма сделки – способ выражения воли, т.е. способ волеизъявления. 1) Устная сделка – путем словесного выражения воли. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и при отсутствии словесного […]
  • Авто после дтп в новосибирске Битые (аварийные) авто Новосибирск и Продам Хондарик авто после аварии Продам Хонду Домани 1995 г после аварии, машина на ходу используется для передвижения каждый день. Ходовая Продам автомобиль после аварии на запчасти Продам после аварии Chevrolet Niva, […]
  • Права и обязанности муниципального работника Лекция 6: «Муниципальная служба» 6.3. Права и обязанности муниципального служащего Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в […]
  • Охарактеризуйте признаки административного правонарушения Лекция 8. Административная ответственность 8.2. Административное правонарушение и его признаки Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере […]
Конституционное право экономические права человека