Функции закона о милиции

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I
«О милиции»

С изменениями и дополнениями от:

18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта, 2 октября 2007 г., 23 июля, 22, 25, 26 декабря 2008 г., 25 ноября, 29 декабря 2009 г., 8 мая, 22, 27 июля 2010 г.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 2011 г.

См. Сравнительную таблицу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»

См. постановление ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Первый заместитель Председателя

Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

18 апреля 1991 года.

Милиция в РСФСР — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. Милиция входит в систему МВД РСФСР. Деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Милиция в РСФСР подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. В ее состав входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. В ее состав входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, ГАИ, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач.

В своей деятельности милиция подчиняется МВД РСФСР, министерствам внутренних дел входящих в РСФСР республик, а милиция общественной безопасности, кроме того, соответствующим Советам народных депутатов и их исполнительным комитетам.

Самостоятельный раздел Закона посвящен правам и обязанностям милиции. Регламентированы вопросы применения ее сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудником милиции является лицо, занимающее должность в милиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Перечень специальных званий сотрудников милиции и порядок их присвоения определяются Верховным Советом РСФСР. Сотрудник имеет право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств после прохождения соответствующей подготовки.

На службу в милицию имеют право поступить граждане РСФСР в возрасте от 18 до 35 лет независимо от национальности, пола, социального положения, отношения к религии, убеждений, членства в общественных объединениях, имеющие образование не ниже среднего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию обязанности. Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. Определены служебные обязанности и права сотрудника милиции, а также иные вопросы прохождения ими службы (в том числе гарантии правовой и социальной защиты сотрудников).

Сотрудники системы МВД РСФСР, не являющиеся сотрудниками милиции, могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемыми министром внутренних дел РСФСР. В этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции.

Рассмотрены вопросы финансирования и материально-технического обеспечения милиции.

В рамках раздела, посвященного гарантиям законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, рассмотрены вопросы о контроле и надзоре за деятельностью милиции, обжаловании неправомерных действий и ответственности сотрудников милиции.

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 21-П часть третья статьи 29 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действовавшего правового регулирования она не предполагала выплату единовременного пособия сотрудникам милиции, получившим телесные повреждения в связи с осуществлением служебной деятельности, признанным годными к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория «Б») и уволенным со службы по пункту «з» части седьмой статьи 19 настоящего Закона — по ограниченному состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П часть четвертая статьи 29 настоящего Закона в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьей 1084 ГК РФ позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц признана не соответствующей Конституции РФ

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 2011 г.

См. Сравнительную таблицу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 157-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2006 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2005 г.

Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Действие статей 20, 22, 27, 28 и 29 настоящего Закона распространено на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2001 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2000 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 1 июля 1993 г. N 5304-I

Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного Закона

Закон РФ от 18 февраля 1993 г. N 4510-I

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 19. Прием и увольнение сотрудников милиции

На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость, а также граждане, уголовное преследование в отношении которых прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Часть третья исключена.

Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции, в течение указанного срока.

Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности.

Часть пятая утратила силу.

Сотрудники милиции принимают присягу сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудники милиции могут быть уволены со службы по следующим основаниям:

а) по собственному желанию;

б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия);

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

д) в связи с нарушением ими условий контракта;

е) по сокращению штатов;

ж) по болезни — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

з) по ограниченному состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность;

к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации;

л) за грубое нарушение служебной дисциплины;

м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;

н) в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования по указанным в части второй настоящей статьи основаниям;

о) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

п) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;

р) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника требованиям законодательства Российской Федерации в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.

Функции закона о милиции

К основным обязанностям милиции относятся:

— предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонаруше­ний, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

— принимать и регистрировать заявления, сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, возбуждать уголовные дела, произво­дить дознание, раскрывать преступления;

— разыскивать лиц, совершивших преступление, скрывающихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших;

— обеспечивать правопорядок на улицах, других общественных местах, регулировать дорожное движение, производить регистрацию и учет авто­транспорта;

— выдавать в соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федера­ции указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового ору­жия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, раз­решения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение уста­новленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданско­го оружия;

— охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество, обеспечивать сохранность найден­ного и бесхозного имущества, кладов;

— применять меры безопасности, предусмотренные федеральным зако­ном, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, про­куроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контроли­рующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свиде­телей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близ­ких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности.

Милиция выполняет и другие обязанности, предусмотренные в Законе “О милиции”.

Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Сотрудники милиции могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях:

а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;

б) нахождения за штатом;

в) прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.

На службу в милицию принимаются граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющие судимости, способные по состоянию здоровья, деловым и личным качествам исполнять служебные обязанности. Им устанавливается испытательный срок от трех месяцев до полугода в зависимости от подготов­ки и занимаемой должности. Сотрудники милиции в подтверждение своих полномочий имеют служебное удостоверение установленного МВД РФ об­разца и жетон с личным номером. Они имеют право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Поря­док выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федерации. Приня­тые на службу в милицию принимают присягу сотрудников органов внутрен­них дел.

Законные требования сотрудников милиции обязательны для исполнения. Их невыполнение или препятствование совершению возложенных на сотруд­ника милиции обязанностей влекут установленную законом ответственность. При осуществлении своих полномочий сотрудник милиции подчиняется толь­ко непосредственному и прямому начальнику. Никто не имеет права вмеши­ваться в законную деятельность сотрудника милиции, понуждать его к действи­ям, выходящим за рамки его полномочий. Сотрудникам милиции запрещается выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства, заниматься ин­дивидуальной или предпринимательской деятельностью. По истечении опреде­ленных лет службы, они имеют право на специальное пенсионное обеспечение. Сотрудники милиции пользуются различными льготами: увеличенным от­пуском, бесплатным проездом на общественном транспорте и на железнодо­рожном транспорте при следовании к месту проведения отпуска и т. д. Сотруд­ники милиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджета. При их гибели в связи с исполнением ими своих служебных обязан­ностей семье погибшего выплачивается денежная компенсация в размере его десятилетнего денежного содержания, а при ранении, в результате которого со­трудник милиции не может более проходить службу, — в размере пятилетнего денежного содержания.

Милиция не имеет права вмешиваться в политическую деятельность. В милиции запрещено создание партий и политических движений, но для защиты своих личных и имущественных интересов сотрудники милиции мо­гут объединяться в профессиональные союзы.

Сотрудник милиции может быть уволен:

а) по собственному желанию;

б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия);

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

д) в связи с нарушением ими условий контракта;

е) по сокращению штатов;

ж) по болезни — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

з) по ограниченному состоянию здоровья — на основании заключение военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соот­ветствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность;

к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие не достаточной квалификации по результатам аттестации;

л) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;

м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;

н) в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда.

Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

bibliotekar . ru / mezhdunarodnoe — pravo -2/77. htm

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .

НазадПубликации

История создания закона «о полиции» и обзор вносимых изменений

Валерий Черников, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В современном мире понятием «полиция» обозначаются специализированные государственные органы и формирования, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства.

Объем полномочий полиции определяется внутренним законодательством государств. В большинстве стран мира основным предназначением полиции является поддержание общественного спокойствия и порядка в городах и других населенных пунктах, предотвращение преступлений, преследование правонарушителей, оказание помощи лицам, которым угрожает опасность. В отдельных странах к полномочиям полиции отнесены регулирование дорожного движения, охрана различных объектов, проведение аварийно-спасательных работ, осуществление пожарной охраны, поддержание порядка при проведении судебных заседаний, контрольно-пропускной режим на государственной границе, паспортно-визовая работа и некоторые другие функции.

Названия полицейских органов в разных странах также различны. В большинстве государств они именуются полицией. Вместе с тем есть и другие названия. В отдельных государствах полицейские полномочия выполняет милиция (Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан и др.).

Как правило, в государстве полиция представлена несколькими полицейскими службами с пересекающейся компетенцией. Обычно действуют общая полиция и специализированные полицейские органы. К основному ведению общей полиции относятся вопросы охраны общественного порядка и борьбы с общеуголовной преступностью. Предметом специализированных органов являются отдельные участки полицейской деятельности. В России, например, к таким специализированным структурам относятся органы наркоконтроля. Сугубо полицейские функции выполняли внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ранее в России была налоговая полиция. Но есть государства, в которых имеется только одна полиция для решения всех полицейских задач (например, Финляндия, Польша).

Полицейская деятельность имманентно присуща государству на любой стадии его развития. Но на протяжении большей части истории человечества ее выполняли учреждения (должностные лица), в компетенцию которых входили и другие обязанности. Собственно полицейские учреждения появились в средневековой Германии. Они предназначались для решения задач по обеспечению безопасности и благоустройству в пределах городского поселения.

Рождение профес­сиональной полиции в России связано с именем Петра I, который в 1718 году учредил должность генерал-полицмейстера Петербурга. В специальных пунктах указа были определены основные обязанности полиции: контроль за градостроительством, надзор за благоустройством, санитарией и торговлей города, пресечение преступлений, обеспечение общественного порядка, пожарная охрана города. Позднее были образованы полицейские структуры в других городах. Полиция в Российской империи просуществовала до 1917 года. Но на протяжении этого времени функции полиции в сфере государственного управления постепенно сужались, и она всё более превращалась в специализированный правоохранительный орган. В советский период развития российского общества, а также в новой России до марта 2011 года полицейские функции выполняла милиция.

Идея создания общей полиции вместо милиции на современном российском политическом небосклоне появилась сразу же после обретения страной независимости в июне 1990 года. Еще при разработке первого закона новой России «О милиции» этот вопрос активно обсуждался и продвигался. Более того, в конце 1990 года проект закона был направлен в регионы для обсуждения с двойным названием: «О полиции (милиции)». Но в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1991 года слово «полиция» было исключено.

Однако в ходе обсуждения поправок в Верховном Совета РСФСР этот вопрос снова был поднят. И лишь десятка голосов депутатов не хватило для того, чтобы еще 18 апреля 1991 года в стране появился правоохранительный орган под названием «полиция».

Вторая попытка была сделана в 2002–2003 годах, когда под руководством А.И. Александрова была создана рабочая группа по подготовке проекта федерального закона «Об органах охраны правопорядка в Российской Федерации». Концепция закона предусматривала создание федеральной полиции, местной милиции, а также Федеральной службы расследования и Национальной гвардии. Были разработаны проекты рамочного закона и отраслевых законов (по видам органов охраны правопорядка). Предполагалось, что реформа будет по­этапно проводиться с 2005 года. Но в силу ряда причин, в том числе финансово-экономического плана, дальнейшего продвижения проекты законов не получили.

И принятый пять лет назад федеральный закон – это уже третья попытка учреждения полиции в современной России. И она оказалась удачной.

Отправным моментом в разработке закона нужно считать принятие известного реформаторского Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» », в котором была признана необходимость модернизации существующей структуры органов внутренних дел, внесения существенных изменений в систему их правового, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения.

Непосредственное же решение о создании полиции было принято на совещании у Президента РФ 6 августа 2010 года при обсуждении представленного проекта нового федерального закона о милиции.

Для такого поистине исторического шага были определенные причины и «созрели» необходимые условия – социальные, правовые, политические, организационные и экономические. Связаны они были в первую очередь с организацией и деятельностью самой милиции.

Политические детерминанты, пожалуй, были главными. К концу первого десятилетия 21 века становилось всё очевиднее, что государственный институт, именуемый «милиция», исчерпал себя, как по форме, так и по содержанию. Если не сказать больше – реальностью становилась дискредитация милицией своего предназначения как органа охраны правопорядка.

На фоне общего сокращения уровня регистрируемой преступности, стали массовыми факты укрытия преступлений от регистрации и учета, фальсификации учетных и проверочных материалов. Такой вывод был сделан по результатам широкомасштабной проверки достоверности статистических данных в уголовно-правовой сфере, проведенной во всех субъектах Российской Федерации Генеральной прокуратурой в 2010 году.

В силу низкого уровня социальной защиты сотрудников нарастала «коммерциализация» милиции. Сотрудники переключались на получение дохода за пределами профессионального поля, а порой и за счет него. Защита населения от криминала отходила на второй план. Росла «кривая» числа преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Хамство, грубость сопровождали облик милиционера. Престижность службы в милиции падала, в обществе нарастал шквал критики, а порой и ненависти в адрес милиции.

В этих условиях нужны были не только смена названия и вывески, но и, по сути, новое содержание деятельности, более высокие требования к облику стража правопорядка, публичное очищение милицейского аппарата и заверения общества в том, что «новый корабль» поплывет по-новому.

Среди социальных причин выделил бы три фактора.

Первый – это набирающий силу процесс превращения милиции в многофункциональный, тяжелый орган охраны правопорядка. Милиция стала обрастать несвойственными функциями, в том числе в сфере экономики, со всеми отрицательными последствиями как для себя, так и для общества. Для примера, к этому времени милиция была обязана:

— осуществлять контроль за применением контрольно-кассовой техники;

— вести реестр дисквалифицированных лиц;

— разыскивать собственников безнадзорных животных;

— осуществлять розыск уклонистов от военной службы и выполнять ряд других непрофильных функций.

Важно было приостановить, ограничить процесс разрастания несвойственных функций милиции, сосредоточиться на решении сугубо правоохранительных задач, то есть изменить место и роль милиции в механизме государства.

К обновлению системы Министерства внутренних дел подталкивала, и это второй социальный фактор, низкая социальная защищенность сотрудников милиции. Среди милиционеров нарастало недовольство обесценившейся оплатой их труда. Высокими являлись текучесть кадров и их некомплект.

Наконец, изменилось и общественное сознание. Оно всё больше ориентировалась на возврат к историческим корням и международному опыту в названии общего органа охраны правопорядка. Такой сдвиг наглядно был продемонстрирован и в ходе всенародного обсуждения проекта Федерального закона « О полиции».

Правовая обусловленность замены закона «О милиции» крылась прежде всего в его моральной устарелости, а также в многочисленности изменений, которые были сделаны почти что за 20-летний период его действия. Более 40 законов внесли в него сотни изменений. Однако, несмотря на это, для правового регулирования деятельности милиции были присущи нормативные пробелы, коллизии, рассогласованность правовых предписаний и другие несовершенства. Стало ясно, что закон не в полной мере учитывает реалии нового этапа развития общества и простое «латание дыр» действующего закона «О милиции» здесь не поможет.

С другой стороны, помимо базового закона обязанности милиции стали всё чаще устанавливаться другими законами и нормативными актами. Этот процесс нужно было также приостановить.

Среди организационных факторов особо стоит выделить исчерпание возможностей модели, основанной на разделении милиции на криминальную и милицию общественной безопасности, или как она ранее именовалась – местную милицию.

Эта модель на определенном этапе сыграла свою положительную роль, потому что удовлетворяла в том числе амбициям субъектов Российской Федерации. Но впоследствии она всё более способствовала разобщению милицейских служб, создавала барьеры между двумя органами дознания в единой структуре.

Наконец, об экономических факторах. Как известно, милиция финансировалась из различных источников. Такое многоканальное финансирование приводило к разному уровню материально-технического обеспечения милиции и социальной защищенности сотрудников в регионах. Что скрывать, наряду с этим такая ситуация приводила порой и к прямой зависимости от региональных властей.

К этому времени, и это важно подчеркнуть, у государства появились и финансовые возможности для устранения этих диспропорций и установления централизованного финансового обеспечения МВД.

Таковы основные причины, обусловившие в Российской Федерации переход милиции в полицию и принятие в последующем Федерального закона «О полиции». Были, конечно, и другие детерминанты, в том числе исторического и международного плана.

Теперь об основных вехах разработки закона «О полиции».

На первом этапе велась работа над новым законом, которая началась в 2008 году, сначала в Правовом департаменте МВД России1, а после упомянутого выше февральского Указа Президента РФ от 2010 года – уже на уровне министерства.

Для разработки закона был создан Организационный комитет, в состав которого, помимо руководителей структурных подразделений МВД России, вошли сенаторы и депутаты парламента, представители других правоохранительных органов и федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты, представители науки, члены общественных правозащитных организаций. Возглавлял Оргкомитет С.П. Булавин, тогда статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел.

Основными концептуальными идеями разрабатываемого закона были:

— закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе;

— гуманизация форм и методов работы полиции;

— установление партнерской модели взаимоотношений полиции и общества, которая предполагает не доминанту власти над ним, а служение ему и ориентир на сотрудничество с институтами гражданского общества и гражданами;

— приоритет обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установление действенных гарантий законности ее деятельности;

— повышение требований к сотрудникам полиции, эффективности их деятельности;

— усиление антикоррупционной составляющей в работе полиции;

— закрепление организационного единства полиции и органов внутренних дел;

— федеральное бюджетное финансирование полиции;

— использование более совершенной юридической техники, позволяющей удобно пользоваться законодательным материалом 2.

Перед разработчиками также ставилась задача обеспечить преемственность основных положений с Законом Российской Федерации «О милиции».

Преемственность, как известно, константа права, необходимые момент и условие его прогрессивного развития. Полная смена нормативных ориентиров, отказ от оправдавших себя стереотипов может иметь негативные последствия для правоприменения. Поэтому крайне важно воспринять модели правового регулирования прошлого, показавшие свою эффективность, полезность и надежность. И такая преемственность Федерального закона «О полиции» с Законом Российской Федерации «О милиции» была обеспечена. Это прослеживается по форме, структуре, содержанию, кругу регулируемых вопросов, по основным параметрам организационного правового положения органов охраны правопорядка.

Однако речь не идет о простом копировании в новом законе норм предыдущего закона, хотя схожие, подобные (в том числе в языковом выражении) нормы в двух законах имеются. В большей мере преемственность прослеживается относительно восприятия соответствующих правовых идей, например, идей департизации, демифологизации, деуниверсализации, достаточности прав, демократизации службы и некоторых других положений, которые составляли концептуальную основу Закона РСФСР «О милиции»3. Но сами эти идеи творчески переосмыслены, наполнены новым содержанием, учитывающим реалии времени. Эта тема ранее была нами освещена 4.

Важную роль в подготовке проекта Федерального закона «О полиции» сыграла инициатива главы государства по обсуждению законопроекта в сети Интернет, которое проходило на специально созданном сайте в период с 7 августа по 15 сентября 2010 года. Сайт посетило более полутора миллиона человек. Было получено 33 тысячи откликов, содержащих более 20 тысяч предложений по совершенствованию законопроекта.

Наиболее обсуждаемыми были следующие темы: понятие и назначение полиции в обществе, гарантии обеспечения законности деятельности полиции, гарантии обеспечения демократизма в работе полиции, организация полиции, статус сотрудника полиции, его правовая и социальная защищенность, служба в полиции, права и обязанности полиции, ее функции.

Именно по результатам обсуждения в Интернете появились в Законе следующие нормы:

— о праве задержанного на телефонный звонок для уведомления близких лиц о своем задержании и местонахождении;

— об освидетельствовании задержанных лиц перед водворением в помещения, а также после окончания срока задержания;

— о наличии у каждого сотрудника нагрудного знака для упрощения его визуализации при общении с гражданами;

— о территориальной юрисдикции сотрудника полиции;

— об обязанности милиции информировать граждан не реже одного раза в месяц о ходе рассмотрения их письменных обращений в полицию и другие.

Главным выводом, который был сделан по результатам анализа комментариев к законопроекту – это то, что общество понимало и поддерживало необходимость реформирования российской милиции.

Подчеркнем, общественное обсуждение законопроекта стало первым в истории России опытом совместной массовой работы над законодательным актом социальной направленности и впоследствии явилось прецедентом для дальнейшей законотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Был издан Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 года № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», который предписывал федеральным органам размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение.

Проект Федерального закона «О полиции» был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 27 октября 2010 года.

В первом чтении законопроект принят 10 декабря 2010 года.

В Комитет Государственной Думы по без­опасности поступило около 600 поправок от различных субъектов законодательной инициативы.

Значительная часть поступивших поправок касалась вопросов прохождения службы в полиции и социального обеспечения сотрудников. Они были использованы в ходе работы над проектами федеральных законов «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Отмечу также такой факт. Порядка 200 поправок, которые были внесены в основном депутатами фракции КПРФ, касались переименования милиции в полицию.

В итоге Комитетом по безопасности было рекомендовано к принятию на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 144 поправки, к отклонению – 398.

Закон принят во втором и третьем чтении Государственной Думой 28 января 2011 года. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2 февраля 2011 года.

Президентом Российской Федерации закон подписан 7 февраля 2011 года. Вступил в силу – с 1 марта 2011 года и задал тон законотворческой и всей нормотворческой дея­тельности в системе Министерства на ближайшие пять лет, в течение которых была практически переработана нормативная база, регулирующая работу системы МВД России.

Безусловно, жизнь не стоит на месте, а это значит, что необходимо совершенствовать закон в соответствии с ее требованиями.

Закон – это результат компромисса различных интересов, порой противоречащих друг другу. Закон рождается в муках. Идеальных законов нет и в принципе быть не может, хотя к этому нужно стремиться. Закон устаревает со дня подписания его Президентом. Это в полной мере относится и к закону «О полиции».

Поэтому закон «О полиции» можно и нужно критиковать, его необходимо совершенствовать, предлагать поправки к нему. Однако важно не увлекаться этим процессом. Для сравнения, за 20 лет существования закона «О милиции» было принято 40 законов, вносивших в него поправки, а в закон «О полиции» только за пять лет вносились поправки 24 законами! И это при том что в законе «О полиции» были восприняты многие универсальные нормы его предшественника – закона «О милиции». Вряд ли это можно считать нормальным!

Некоторые из изменений не несут никакой содержательной нагрузки, приняты на потребу дня, порой даже противоречат концепции закона. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 3 февраля 2014 года № 8-ФЗ, которым была введена новая обязанность полиции под пунктом 42:

«42) осуществлять контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с федеральным законом».

Какой контроль?! Какое содержание в него вкладывается? Если выявлять и предупреждать преступления, то это охватывается уже предыдущими нормами! Если контроль за охранными службами, то этот вопрос также урегулирован, как и вопросы участия полиции в обеспечении безопасности антитеррористических объектов. Ко всему прочему, никаких дополнительных прав полиции для осуществления данного контроля закон не предусмотрел. Как не принят до сих пор и специальный федеральный закон, о котором упоминается в норме.

Вообще, к любому закону нужно относиться с уважением, с пиететом, и без крайней необходимости не корректировать его. Это очень важно, в первую очередь для правоприменителя, который просто тонет в море изменений, путается в них и в итоге перестает воспринимать и соблюдать.

Если к этому добавить еще лавину изменений в подзаконные нормативные акты, которую неизбежно влечет принятие нового закона, то у правоприменителя наступают «правовые сумерки», и он, выбирая, как ему кажется, более легкий путь, больше ориентируется на собственные усмотрения либо на указания начальства, чем на букву закона. С чем мы, к сожалению, и встречаемся не так редко, как бы хотелось. И это при том что правовая грамотность сотрудников на местах оставляет желать лучшего!

В свете сказанного выше нельзя не остановиться на проекте федерального закона № 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов в июле 2015 года.

Действительно, законопроект содержит достаточное число поправок, направленных на совершенствование содержания базового закона. Их насчитывается 64, этой своей комплексностью он отличается от всех предыдущих изменений, вносимых в закон «О полиции» и имевших в основном точечный, частный характер.

Однако такое большое количество поправок не должно порождать иллюзию, что предлагается какая-то масштабная модернизации закона «О полиции». Тем более речь не идет о его реформировании, о чем так часто говорят некоторые СМИ. Большинство поправок предопределены изменениями в законодательстве, корреспондирующем с существующими нормами и законом «О полиции» либо носят юридико-технический характер, когда уточняется редакция соответствующих норм, конкретизируется предмет их регулирования.

Восприятию объемности вносимого законопроекта способствует применяемая авторами законопроекта юридическая техника. Объемным законопроект кажется в силу применения авторами юридической техники, по правилам которой, внося в действующую норму несколько новых слов, необходимо переписать всю норму. И на первый взгляд норма кажется новеллой, а на самом деле, несет в себе незначительные изменения.

Безусловно, часть поправок заслуживает внимания и может быть поддержана. Это касается, например:

— дополнения закона статьей 15.1, регулирующей основания, условия и порядок вскрытия транспортных средств;

— включения в статью 5 закона части 5.1, устанавливающей, что если по обстоятельствам дела до принятия ограничительных мер не удалось разъяснить причину и основания их применения, то такое разъяснение осуществляется сразу же после прекращения обстоятельств или действий, которые не давали такую возможность;

— новой редакции пункта 20 части первой статьи 12 закона (обязанности полиции в сфере оборота оружия);

— исключения из пункта 10 части первой статьи 13 закона указания на возможность производства при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятия документов, предметов, материалов и сообщений;

— дополнения части первой статьи 13 закона пунктом 38, который дает право полиции получать на безвозмездной основе в аэропортах, на аэродромах, посадочных площадках независимо от их форм собственности навигационную, метеорологическую и иную необходимую для обеспечения полетов информацию, а также использовать для выполнения служебных задач на договорной основе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, территории аэропортов, аэродромов, посадочных площадок, независимо от их форм собственности и некоторые другие.

Вместе с тем ряд поправок нуждаются в уточнении, а обоснованность отдельных из них вызывает сомнение.

Так, законопроект предлагает дополнить статью 30 закона «О полиции» частью 1.2., в соответствии с которой сотрудник полиции не будет подлежать преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям и в порядке, установленным федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности полиции.

По поводу предложенной нормы возникает несколько вопросов. О каком преследовании идет речь? Об уголовном? Тогда так и записать. Но в этом случае потребуется внесение изменений в УК и УПК.

Если же речь идет о привлечении к юридической ответственности в целом, то тогда проектируемая норма входит в противоречие с другими нормами закона «О полиции», регулирующими вопросы ответственности сотрудника полиции, в частности со статьей 33, которая гласит, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, есть статья 38 УК РФ, которая устанавливает, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Нужно учитывать и следующее обстоятельство. Вопросы ответственности за исполнение приказа или распоряжение уже урегулированы уголовным законом. Согласно статье 42 УК РФ, не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. А лицо, совершившее общественно опасное действие во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Точно так же исключается уголовная ответственность, когда сотрудник полиции действовал в условиях необходимой обороны или крайней необходимости.

Законопроект возлагает на полицию обязанность не только пресекать административные правонарушения, но и выявлять их. Более чем сомнительная поправка. Она нагружает полицию неподъемной функцией. Латентность административных правонарушений очень высока. При существующих ресурсах полиция, как и другие органы, в состоянии только пресекать административные правонарушения, да и то не все.

Заранее можно сказать, что деятельность полиции по борьбе с административными правонарушениями будет всегда признаваться неэффективной, ибо в реальности их значительно больше, чем число выявленных административных правонарушений. У полиции есть право выявлять такие право­нарушения и этого достаточно. Данная поправка к тому же противоречит пункту 2 части 1 статьи 2 закона «О полиции», определяющему основные направления деятельности полиции, где речь идет только о пресечении административных правонарушений.

Предлагаемая редакция обязанности полиции воспринята из закона «О милиции», на базе которого она не выполнялась. Поэтому при принятии закона «О полиции» была доказана ее утопичность. Не думаю, что нужно повторять негативный опыт прошлого.

Целым рядом поправок авторы законопроекта вольно или невольно понижают уровень ответственности полиции и сотрудника полиции за законность деятельности и качество выполняемых полномочий. Делается это путем замены слов «полиция обязана» на слова «полиция должна» либо исключения слова «обязанность» из соответствующей нормы: подпункт «а» пункта 2, подпункт «г» пункта 2, подпункт «е» пункта 2, подпункт «в» пункта 5 статьи 1 и некоторые другие нормы статьи 1 законопроекта.

Во всех приведенных случаях вроде бы осуществлена небольшая редакционная правка. Заменили одно слово на другое, по смыслу похожее на предыдущее. Но если эти слова похожи, значит, они синонимы, одно и то же – тогда зачем производить замену? В действительности же эти слова не синонимы. Их смысл различен! Если обязанность предполагает, что полиция и полицейский должны принять все исчерпывающие меры для достижения соответствующего результата, то в измененном виде от полиции ожидается, что она будет лишь предпринимать меры в достижении такого результата, но не гарантирует его.

Исключили, например, обязанность использовать достижения науки и техники, осталось, что полиция их просто использует. А что сейчас она не использует? Тогда какой смысл в этой норме. Возложением обязанности обеспечивается реализация соответствующих принципов деятельности полиции. Обязанность – категория правового статуса, категория долженствования в нем отсутствует. Такие корректировки тем более не допустимы, когда усиливается правовая защищенность полиции. Понижения уровня ее ответственности в этих условиях не должно быть.

Авторы законопроекта хотели сделать исчерпывающим перечень обстоятельств, на которые не может ссылаться сотрудник полиции в оправдание своих действий. И в этой связи предлагают исключить из части 4 статьи 5 закона слова «или какие-либо иные обстоятельства». Но получается наоборот. Вместо усиления гарантий законности оправдательные мотивы передаются на усмотрение сотрудника полиции. Да, он по-прежнему не может ссылаться в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц. Но может ссылаться на иные обстоятельства, не предусмотренные данной нормой?!

Подпунктом «ж» пункта 11 законопроекта вносятся изменения в часть 7 статьи 15 закона «О полиции». Авторы законопроекта предлагают письменно уведомлять прокурора или судью о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В настоящее время – во всех случаях.

Такие случаи, предусмотренные федеральным законом, о которых идет речь в поправке, в реальности отсутствуют. Нет ни одного федерального закона, который определял бы эти случаи для полиции. Получается, что обо всех случаях проникновения в жилище, предусмотренных данным законом, уведомлять прокурора не нужно.

Но такая норма является важнейшей гарантией законности проникновения в жилище именно в случаях, предусмотренных законом «О полиции». Заменять термин «вхождение» на термин «проникновение» в контексте данной нормы также вряд ли нужно, ибо проникновение и есть вхождение сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там людей.

Популярное:

  • Ст 116 федерального закона рф Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" С […]
  • Уголовный кодекс рф вступил в законную силу с Уголовный кодекс (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 […]
  • Ук рф редакция 1996 года Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., […]
  • Трудовой кодекс до 2001г Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., […]
  • Ст 25 фз об актах гражданского состояния Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями от: 25 октября 2001 г., 29 апреля […]
  • 5 уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз Уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз ред от Уголовный кодекс (УК РФ) С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 […]
  • О социальной защите инвалидов 181-фз от 241195 статья 17 О социальной защите инвалидов 181-фз от 241195 статья 17 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-Ф "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, […]
  • Кировский мировой суд 5 уфа Кировский мировой суд 5 уфа Судебный участок № 2 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 3 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 4 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 5 по Кировскому району г. Уфы Авроры (нечетная с 27-31), […]
Функции закона о милиции