Дтп независимая экспертиза судебная

Судебная экспертиза после ДТП

Зачастую после ДТП сотрудникам ГИБДД не удается четко определить обстоятельства аварии без специальных исследований. Особенно часто с такими трудностями сталкиваются участники дорожно-транспортного происшествия с жертвами.

Именно благодаря проведению судебных экспертиз судье и сотрудникам ГИБДД удается определить, кто именно выступал виновником и пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Зачем обращаться в суд после ДТП

В соответствии с правилами страхования, судебная автотехническая экспертиза и оценочная экспертиза после ДТП обязательно должны проводиться в каждом страховом случае.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 241-14-54 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

В первую очередь за проведением такой экспертизы обращаются страховые фирмы, чтобы оценить причиненный транспортному средству и пострадавшим ущерб. Проведение такого исследования необходимо для того, чтобы определить точную сумму страхового возмещения, выплачиваемого потерпевшему.

После проведения первой судебной экспертизы, водитель имеет право обратиться за проведением повторной независимой экспертизы. Чаще всего такое обращение поступает в том случае, если автомобилист не доволен результатами первого исследования пострадавшего транспортного средства.

Если виновником аварии стал водитель, у которого нет страхового полиса ОСАГО, то обращение в суд – единственная возможность для пострадавшего автолюбителя получить возмещение за причиненный его транспортному средству и здоровью ущерб.

В особо сложных случаях участники аварии обращаются за многоступенчатой экспертной оценкой. Чаще всего проведение такой экспертизы необходимо в тех случаях, когда жизни и здоровью участников ДТП был причинен серьезный ущерб, а так же если в результате столкновения сильно пострадало имущество.

Зачем нужна экспертиза автомобиля после аварии

В соответствии с требованиями российского законодательства об обязательно страховании автогражданской ответственности, возмещение после наступления страхового случая может быть выплачено только после предоставления страховщику определенного пакета документов.

Оформлением документов по факту дорожно-транспортного происшествия могут заниматься как сотрудники дорожной инспекции, так и сами участники ДТП, путем заполнения европротокол.

Основное предназначение судебной экспертизы – определение точной стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. Помимо этого специалисты, которые осуществляют экспертизу, должны установить наличие повреждений транспортного средства, определить их взаимосвязь с произошедшим ДТП.

От суммы причиненного ущерба, которая была определена экспертами во время проведения исследования, напрямую зависит размер страхового возмещения.

Виды судебных экспертиз

Судебная оценка, проводимая экспертами по результатам ДТП, включает в себя сразу несколько направления исследований. Причем каждое из них акцентируется на отдельных аспектах дорожно-транспортного происшествия.

По результатам проведения всех видов анализов специалистам удается определить все обстоятельства аварии.

Автотехническая экспертиза

Проведение автотехнической экспертизы необходимо для того, чтобы выявить все недостатки, имеющиеся на транспортном средстве, определить точные обстоятельства, при которых они могли возникнуть.

К частым причинам появления недостатков на автомобиле можно отнести:

  1. Дорожно-транспортное происшествие.
  2. Эксплуатация автомобиля.
  3. Некачественный ремонт транспорта.
  4. Производственный брак.

Помимо этого проведение такой экспертизы необходимо для того, чтобы определить, могли ли данные повреждения стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В результате такого исследования сотрудникам ГИБДД удается определить круг виновных в аварии лиц.

Оценочная экспертиза

Проведение оценочной экспертизы после дорожно-транспортного происшествия необходимо для получения точного представления о размерах причиненного транспортному средству вреда. Кроме того проведение такого исследования требуется для того, чтобы соотнести полученные в результате столкновения повреждений с актуальной стоимостью проведения ремонтно-восстановительных работ.

Во время проведения экспертизы специалистами учитывается естественный износ автомобиля, утрата его товарной стоимости. К сожалению, в большем количестве случаев проведение такого исследования инициируется страховыми компаниями. Соответственно, после получения заключения от эксперта, страховщик значительно снижает размер положенного материального возмещения.

Именно по этой причине страхователи часто обращаются за проведением повторной независимой экспертизы, так как их не устраивает выплаченная сумма по страховке.

Трасологическая экспертиза

Проведение трасологической экспертизы после ДТП необходимо для исследования следов аварии, которые возникли на месте дорожно-транспортного происшествия. К таким повреждениям можно отнести:

  1. Следы на дорожном покрытии, оставленные автомобилем в результате столкновения.
  2. Остатки кузовной краски на ограждения.
  3. Остатки кузовной краски с одного транспортного средства на другом.

Проведение такой экспертизы дает заинтересованным лицам возможность определить, как именно вели себя автомобилисты на дороги, совершали ли они движение в момент дорожно-транспортного происшествия, были ли попытки выполнить маневр или снизить скорость.

Судебно-медицинская экспертиза

Проведение судебно-медицинской экспертизы после ДТП необходимо для оценки состояния пострадавших после дорожно-транспортного происшествия. В отличие от других видов исследования, проведение которых назначается непосредственно сразу после столкновения, судебно-медицинская экспертиза может быть проведена только по окончании лечения пострадавшего или после его смерти.

Такая отсрочка проведения исследования необходима для того, чтобы у судьи и заинтересованных лиц появилась возможность учесть медицинское заключение, получить представление о физиологическом состоянии пострадавшего изначально и после всех предпринятых врачами медицинских мер.

Кто назначает экспертизу

В соответствии с нормами российского законодательства, назначить проведение судебной экспертизы после ДТП может ограниченное количество лиц:

  1. Участники аварии.
  2. Представители страховщика.
  3. Следственные органы.
  4. Суд.

Так как количество экспертиз законом не ограничено, каждый участник дела имеет право обратиться за проведением повторного исследования. Все полученные результаты должны быть приняты всеми сторонами конфликта и третьими лицами, принимающими участие в разбирательстве.

Кто может быть экспертом

В Российской Федерации существуют специальные государственные экспертные учреждения, специалисты которых сотрудничают с судебными инстанциями и следственными органами.

Независимые эксперты

В поисках лицензированного экспертного учреждения можно натолкнуться на множество негосударственных организаций, которые занимаются экспертным анализом транспортных средств и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий. Однако несмотря на то, что они представленные в огромных количествах, стоит помнить о том, что не все сотрудники таких компаний могут продемонстрировать высокий уровень профессионализма.

Помимо этого не каждый такой эксперт может похвастаться своей объективной оценкой случившегося.

Именно поэтому автомобилистам, желающим получить экспертную оценку, стоит внимательнее отнестись к выбору специалиста, который сможет провести исследование.

Порядок назначения экспертизы

В рамках действия федерального закона №40 определен порядок, по которому должна проводиться независимая экспертиза после дорожно-транспортного происшествия при наличии споров между страховщиком и страхователем.

К примеру, если у страхователя есть в планах получение от страховщика выплат, необходимых для ремонта транспортного средства, прежде всего ему нужно направить извещение об аварии в офис страховой компании. По требованию страховщика автомобилист также должен в течение 5 дней предоставить на осмотр свой автомобиль. Исчисление данного срока начинается с момента передачи всех документов о ДТП и заявления о страховой выплате.

В течение 5 дней после проведения такого осмотра страховщик должен принять решение о выплате страховки или назначении дополнительной экспертизы. Если между сторонами договора возникли разногласия относительно количества повреждений, характеру или обстоятельствам, при которых они были получены, страховая компания обязательно должна назначить проведение экспертизы.

Данный порядок обязательно должен быть соблюден. Исключение возможно только в том случае, если страховщик категорически отказывается проводить экспертизу. В такой ситуации страхователь имеет право организовать проведение такой экспертизы самостоятельно.

Документы для проведения экспертизы

В соответствии с требованиями российского законодательства, для проведения судебной экспертизы после ДТП собственник транспортного средства должен представить не только сам автомобиль и его оставшиеся части, но и определенный пакет документов, куда входят:

  1. Регистрационные документы на транспортное средство.
  2. Справку о дорожно-транспортном происшествии.
  3. Документы об аварии, которые были направлены страховой компании.
  4. Если заказчиком экспертизы выступает страховщик, то необходимо предоставление соответствующего направления.
  5. Прочие документы, связанные с происшествием.

Предоставление такой услуги производится по гражданско-правовому договору, сторонами выступают эксперт и страхователь/страховщик.

Заказчик должен оплатить все расходы по проведению такого исследования.

Виды исследований

В целом вся судебная экспертиза транспортного средства или пострадавших в результате ДТП может быть разделена на три вида:

Первичная экспертиза проводится после дорожно-транспортного происшествия. Как правило, основанием для проведения такого исследования выступают сомнения в правильности выводов сотрудников страховой компании.

Если же заказчик недоволен выводами, сделанными экспертом, он имеет право запросить проведение повторного исследования. Проведение вторичной экспертизы должно быть осуществлено по тем же основанием, что и первичной, то есть, эксперт должен давать ответы на те же вопросы.

В том же случае, когда у страхователя или страховщика возникают дополнительные вопросы к эксперту, должна быть назначена дополнительная экспертиза.

При назначении повторной экспертизы заказчиком должны быть соблюдены следующие требования:

  1. В том случае, если исследованием занимается другой эксперт или экспертная организация, они должны быть оповещены о том, что первичное исследование уже было проведено.
  2. Перед проведением второй экспертизы также важно сообщить об этом всем заинтересованным лицам.

Проведение судебной экспертизы после ДТП

В целом, проведение судебной экспертизы после ДТП – это практически то, что и независимая оценка причиненного транспортному средству вреда. Одно из немногих исключений заключается в том, что ее проведением занимается не участники дорожно-транспортного происшествия, а суд.

Участники судебного процесса имеют право поставить перед экспертами все интересующие их вопросы, равно как и судья. Но последний участник не имеет права потребовать от специалистов различных правовых вопросов, так как их рассмотрением может заниматься только судебный орган.

Стоимость судебной экспертизы

При расчете стоимости проведения судебной экспертизы после дорожно-транспортного происшествия стоит учитывать тот факт, что данное исследование заключается в решении большого количества задач, поставленных перед экспертом.

Примерная стоимость оценки технического состояния транспортного средства после ДТП – от 5 до 7 тысяч рублей. Оценка причиненного ущерба обойдется заказчику еще в 2-3 тысячи рублей.

Проведение судебно-медицинской экспертизы оплачивается отдельно и может обойтись заказчику в 8-5 тысяч рублей.

Помимо этого эксперту может потребоваться проведение анализа в различных смежных отраслях, к примеру, оценка дорожного покрытия, проверка достоверности записей с видеокамер, представленных в качестве доказательства. Каждая такая дополнительная процедура оплачивается отдельно.

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий цели

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий применяется при расследовании дел о ДТП правоохранительными органами, страховыми компаниями, частными лицами и т.п.

При изучении ДТП можно применять два метода: вероятностный и детерминированный.

  • Вероятностный метод позволяет охватить статистическими закономерностями всех факторов, действующих во время ДТП.

При этом оценивается совокупность всех причин ДТП, выясняются условия их возникновения и последствия. Вероятностный метод позволяет предсказать характер и количество ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

  • Детерминированный метод исследования отпирается на исследование каждого ДТП в отдельности. Поскольку каждое происшествие, хотя и подчиненно общим закономерностям, следствием конкретных, совершенно определенных факторов.

Они могут быть общими для целой группы автомобилей, угодивших в ДТП (например, обледенелое дороги) и сугубо индивидуальными, характерными только для конкретного происшествия (например, отказ тормозной системы, неправильное поведение пешехода и т.д.).

Также следует учесть, что ДТП с тяжелым исходом несет индивидуальную ответственность за него, выраженное в материально-административном или уголовном наказании. Определение личной ответственности невозможно при статистическом методе исследования, поскольку оно нуждается в индивидуальном изучении причин и последствий каждого ДТП.

Это осуществляется в процессе независимой экспертизы ДТП. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий – научно-техническое исследование обстоятельств и условий происшествия, выполняемое специалистами, которые обладают знаниями в области науки и техники, искусства и ремесел.

Цель экспертизы — научно обоснованное восстановление обстоятельств ДТП и установление причин ДТП.

Экспертизы дорожно-транспортных происшествий разделяются по нескольким признакам:

  • в зависимости от ведомственной принадлежности организации, которая исследует ДТП, различают судебную экспертизу и служебное расследование;
  • по составу участников они делят на: единоличные, комплексные, комиссионные;
  • по очередности проведения — первичные, дополнительные и повторные экспертизы.

Единоличную экспертизу осуществляют в сравнительно простых случаях, когда при толковании характер ДТП не вызывает разногласия в отдельных его элементах.

Комиссионная экспертиза назначается при исследовании сложных происшествий с большим числом участников и автомобилей, а также при наличии обстоятельств, вызывающих сомнения или разногласия в их толковании. При комиссионной экспертизе ДТП делом занимаются несколько экспертов одной специальности.

Члены комиссии изучают одни и те же объекты, отвечая на одни и те же вопросы, после чего разрабатывают общее заключение, согласованное со всеми членами комиссии. Если есть разногласия, каждый член комиссии имеет право написать свое особое мнение, обосновав его.

Комплексная экспертиза назначается, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, нужна помощь лиц разных специальностей. В состав комиссии при комплексной экспертизе входят эксперт-автотехник, медики, криминалисты и т.д. Комплексная комиссия изучает одни и те же объекты и решают пограничные вопросы, общие для специалистов различных отраслей.

Осуществляя первичную экспертизу дорожно-транспортного происшествия, эксперт-автотехник решает конкретные вопросы, которые содержатся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительная экспертиза назначаюется при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Оно уточняет процесс исследования ДТП, разъясняет заключения, данные ранее, аргументирует смысл выводов на поставленные ранее вопросы.

Повторную экспертизу могут назначить, если есть сомнения в квалификации эксперта, правильности экспертизы, объективности ее выводов, достоверности исходных данных, которые легли в основу заключения.

Необходимость в повторных экспертизах возникает при выявлении дополнительных материалов, неизвестных первичной экспертизе, которые по-новому освещают обстоятельства дела. Обычно повторная экспертиза бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В ней не могут участвовать эксперты, которые проводили первичную и дополнительную экспертизу.

Судебная экспертиза дорожно-транспортных происшествий — процессуальное действие, изучающее обстоятельства дела о ДТП с целью выявления фактических данных, являющимися доказательствами для установления истины по уголовному делу.

Судебная экспертиза дорожно-транспортных происшествий проводится по поручению следователей и судов лицами, обладающими специальными знаниями. Обычно это штатные сотрудники экспертных учреждений.

В отдельных случаях экспертиза ДТП может быть проведена внештатными экспертами: работниками научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. Как правило, при экспертизе дорожно-транспортных происшествий требуются специальные знания судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Заказать независимую экспертизу дорожно-транспортных происшествий можно в НП «Федерация Судебных Экспертов». Долгий опыт работы и наличие специального оборудования позволяет нам квалифицированного исследовать ДТП. При этом мы гарантируем своим клиентам объективность и независимость расследования, конфиденциальность данных, правовую поддержку, при необходимости представительство эксперта в суде при слушании дела.

С нами вы сможете доказать свою невиновность или наоборот, привлечь виновника ДТП к ответственности.

Экспертиза автомобиля после ДТП для суда

Независимая экспертиза транспортного средства после ДТП проводится для определения реального размера ущерба, чтобы в дальнейшем страховая компания могла осуществить компенсацию причиненного вреда. К сожалению, не все водители знают, как правильно проводится такая экспертиза автомобиля после ДТП для суда и зачем это делать, если страховщик уже провел свое исследование.

Понятие зависимой экспертизы

Понятие и значение независимой экспертизы после ДТП установлено в статье 12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности автовладельцев». В соответствии с нормами данного акта, независимая экспертиза автотранспортного средства после ДТП проводится для того, чтобы определить повреждения автомобиля, причины их появления, а также обстоятельства, при которых они были получены.

В целом, проведение экспертизы транспортного средство после ДТП для суда полезно тем, что собственнику удается определить реальную стоимость восстановительного ремонта своего автомобиля.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 241-14-54 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Виды экспертизы после ДТП

На самом деле, выделяют несколько видов независимой экспертизы автомобиля после ДТП, в зависимости от того, кто занимается проведением этого исследования:

  1. Экспертиза транспортного средства, которую проводит страховая компания.
  2. Независимая экспертиза в специализированных организациях.
  3. Судебная экспертиза авто после ДТП.

Как правило, после наступления страхового случая автовладелец сразу же обращается к своему страховщику, чтобы провести оценку стоимости повреждений автомобиля. Но в большинстве случаев такая оценка вызывает у собственника сомнения, ведь зачастую страховщик намеренно занижает размеры выплат.

В этом случае автомобилист может обратиться в компанию, специализирующуюся на проведении независимой экспертизы, чтобы пройти повторное исследование. По нормам законодательства, страховая компания должна принять акт исследования и выплатить компенсацию, размер которой указан в документе.

Однако в некоторых случаях у страховщика остаются сомнения в том, что исследование действительно было независимым. В этом случае сторонам остается только одно – обратиться в суд. По ходатайству будет назначена судебная экспертиза автомобиля после ДТП, стоимость которой будет оплачивать инициатор проведения такой повторной проверки.

Все экспертизы должны проводиться в строгом соответствии с регламентом, в противном случае, акт не будет иметь никакой юридической силы.

Основания для проведения экспертизы

Экспертиза автомобиля после ДТП для суда может проводиться по нескольким причинам.

Сразу же после дорожно-транспортного происшествия собственник транспортного средства привозит свой автомобиль на оценку повреждений в офис страховой компании или в сервисный центр, с которым у страховщика заключен договор. В некоторых случаях представитель страховой фирмы самостоятельно приезжает на место аварии, чтобы сразу же оценить повреждения машины, а также убедиться в правильности заполнения сотрудниками ГИБДД всех обстоятельств ДТП.

Если стороны договариваются о размере компенсации (владельца устраивает сумма, названная по результатам осмотра его транспортного средства), то проведение независимой экспертизы автомобиля не требуется, и собственник просто получает ту сумму, которую ему указали в акте.

Но, к сожалению, на практике такая договоренность встречается достаточно редко. Зачастую автовладельцу приходится обращаться за проведением повторной независимой экспертизы для определения реальной стоимости восстановительного ремонта своего транспортного средства.

Процедура проведения независимой экспертизы

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП может проводиться только после оценки автомобиля представителем страховой компании. Поэтому советы о том, что независимого эксперта можно вызвать сразу на место происшествия, некорректны, так как впоследствии его акт не будет принят к рассмотрению.

Конечно, автомобилист может пригласить независимого специалиста на место дорожно-транспортного происшествия сразу, однако в этом случае эксперт сможет только убедиться в том, что представитель страховой компании правильно осматривает автомобиль. Совершить каких-либо юридически-значимых действий на данном этапе он не сможет.

В соответствии с требованиями страхового законодательства, собственник транспортного средства может обратиться за проведением независимой экспертизы только в том случае, если ему не удалось достичь согласия со страховой компанией относительно размера страхового возмещения.

В этом случае инициировать проведение повторного независимого исследования может как сам автовладелец, так и страховая компания.

Чаще всего, страховщик сразу же приглашает для проведения повторного исследования независимого эксперта (к сожалению, в большинстве случае он является независимым только на бумаге). Стоит помнить о том, что собственник автомобиля имеет право беспрепятственного доступа к своей машине или к ее останкам.

Если автовладельцу по каким-либо причинам не предоставляется такой доступ, он не имеет возможности самостоятельно провести независимую экспертизу.

По законодательству, в подобной ситуации собственник транспортного средства имеет право организовать самостоятельное исследование своего автомобиля только в том случае, если страховщик не осмотрел автотранспорт в течение 5 дней и не дал своего заключения о стоимости восстановительного ремонта.

Страховая компания должна принять результаты независимого исследования, проведенного автовладельцем.

Порядок проведения экспертизы авто после ДТП

В целом, весь порядок проведения независимой экспертизы транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия выглядит следующим образом:

Уведомление страховщика об аварии

Сразу же после ДТП автомобилист отправляется в офис к своему страховщику для подачи заявления с требованием возместить причиненный ущерб. По закону, автомобилист должен сделать это в течение 5 дней или иного срока, установленного страховым договором (в некоторых случаях страховая компания допускает подачу заявления в течение 15 дней с момента инцидента).

К заявлению обязательно должен быть приложен следующий пакет документов:

  1. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  2. Доверенность на право представлять интересы собственника транспортного средства (при необходимости).
  3. Банковские реквизиты, на которые будут перечислены денежные средства.
  4. Извещение о ДТП.
  5. Справка о ДТП (выдается сотрудником полиции на месте аварии).
  6. Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении.

Дополнительные документы могут быть поданы только в тех случаях, когда в результате столкновения был причинен вред жизни и здоровью людей.

Осмотр автомобиля

После получения документов у страховщика есть 5 дней на проведение осмотра пострадавшего транспортного средства. Как правило, страховщики проводят данное исследование сразу же после получения документов об аварии. Экспертизы должна проводиться по месту расположения страховой компании. В том случае, если доставить авто на место смотра не представляется возможным из-за серьезных повреждений, допускается вызов эксперта.

По закону, автовладелец должен предоставить свой автомобиль на экспертизу в установленную страховщиком дату. Если по каким-либо причинам он не может этого сделать, то страховая компания может согласовать новую дату. В этом случае срок принятия решения о выплате страхового возмещения также увеличивается, но не более чем на 20 дней.

По результатам проведения исследования автовладельцу выдается отчет, в котором указывается сумма к выплате для восстановительного ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства.

Что делать, если не устраивают результаты экспертизы страховщика

К сожалению, случаи, когда автовладельца не устраивают результаты экспертизы, проведенной страховщиком, встречаются повсеместно. В большинстве случаев причинами для таких недовольств является то, что страховая компания, по мнению водителей, использует не независимых экспертов. В результате, стоимость ремонта автомобиля существенно занижается.

Чтобы бороться с этим, водитель должен действовать следующим образом:

  1. Прежде всего, автовладелец должен получить ту компенсацию, которую ему предлагает страховая компания. Проведение независимого осмотра транспортного средства допускается только после того, как страховщик сделает аналогичное исследование.
  2. После получения результатов осмотра своего автомобиля, собственности может обратиться за проведением независимого исследования, оплачивать которое придется самостоятельно. Однако в случае судебного разбирательства эта сумма может быть включена в перечень убытков, которые подлежат возмещению.

Собственник авто может обратиться только к квалифицированному эксперту, сведения о котором есть в государственном реестре. Проведение экспертизы проводится по заявлению, в котором указывается следующая информация:

  1. ФИО заявителя, его дата рождения и место постоянного проживания.
  2. Полное наименование страховой компании.
  3. Перечень вопросов, на которые эксперт должен дать ответ в ходе проведения исследования.

По закону, уведомлять страховую компанию и виновника ДТП о проведении экспертизы не обязательно, однако лучше сделать это, чтобы в дальнейшем избежать недопонимания.

После получения акта об оценке автомобиля, собственник авто должен направить в страховую компанию требование о взыскании доплаты по страховому возмещению. К требованию должны быть приобщены следующие документы:

  1. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая.
  2. Документы, подтверждающие заключение договора с независимым экспертом (организацией, осуществляющей такие услуги).
  3. Экспертное заключение, в котором отражается реальный размер причиненного транспортному средству ущерба, а также сумма, необходимая для его устранения.

По закону, страховщик должен дать ответ на требование в течение 10 дней с момента его получения. При отсутствии письма в течение этого срока или при получении отказа, автомобилист имеет право обратиться в суд.

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Эта статья адресована участникам дорожных автотранспортных происшествий и заинтересованным лицам, которые желают, но не знают, как оспорить независимую экспертизу по ДТП. Мы дадим необходимые разъяснения, относительно порядка оспаривания, коснемся некоторых правовых аспектов, связанных с тем, как оспорить экспертизу.

В ходе производства по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, часто возникают вопросы, разъяснение которых требует специальных познаний в различных отраслях науки и техники.

Для этого назначаются и проводятся независимые экспертизы по ДТП, с выводами которых не всегда согласны стороны и заинтересованные лица.

Участники производства по делам о дорожных происшествиях наделены Законом правом оспаривания результатов независимых экспертиз.

Что нужно знать для оспаривания экспертизы по ДТП

Прежде чем ответить на вопрос о том, как оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию необходимо разъяснить суть понятия «независимая экспертиза», рассмотреть основные виды экспертиз, усвоить порядок назначения и проведения экспертиз.

Для корректного использования и понимания значения словосочетания «независимая экспертиза» следует знать, что любое исследование, проводимое в рамках производства по делу о ДТП, по своей сути, должно отвечать критерию независимости.

Под независимостью понимается отсутствие заинтересованности эксперта, выполняющего экспертизу в результатах рассмотрения дела.

Таким образом, независимым является такое заключение, которое выполнено в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства РФ.

Именно так мы и будем понимать смысловое значение понятия «независимая экспертиза».

Термин «независимая экспертиза», не имеет законодательного закрепления.

Вместе с тем, широкое употребление этого словосочетания обусловлено его использованием в законе РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон «Об ОСАГО»).

Так в статье 12 Закона РФ «Об ОСАГО», устанавливающей порядок определения страховой выплаты, используются понятия «независимая экспертиза (оценка)» и «независимая техническая экспертиза транспортного средства». В данной правовой норме речь идет о двух различных, по сути, видах экспертиз.

В общеправовом смысле «зависимых экспертных заключений» не бывает.

Наличие заинтересованности эксперта при осуществлении экспертной деятельности по любой категории дел, превращает экспертное заключение в недопустимое доказательство (часть 2 статьи 50 Конституции РФ).

Если экспертное заключение носит заведомо ложный характер, то эксперт привлекается к установленной Законом ответственности (статья 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушений, статья 307 Уголовного кодекса РФ).

Оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию, значит доказать несоответствие ее выводов обстоятельствам дела, либо выявить нарушения закона, при которых будет признано недопустимым доказательством.

Помощь в оспаривании такого рода экспертных заключений, следует искать у профессиональных автоюристов и адвокатов, специализирующихся по делам о ДТП.

Для анализа обстоятельств ДТП, установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, определении величины причиненного ущерба, от повреждения транспортных средств, и в других случаях, на первоначальных стадиях производства по делу о ДТП инициируются различные исследования.

Статьи в помощь:

Отвечая на вопрос о том, как опротестовать (оспорить) независимую экспертизу по ДТП, мы должны усвоить, что исследование и заключение эксперта – это не тождественные понятия.

Существует два вида исследований.

Первые выполняются специалистами, вторые – экспертами.

Документ, содержащий заключение специалиста, называется «исследованием». Его доказательственное значение существенно ниже исследования, проведенного экспертом (заключения эксперта).

Исследование выполняется специалистом, но не экспертом. Доказательственное значение исследования, проведенного специалистом, существенно ниже заключения эксперта.

Исследование может проводиться по инициативе любой из сторон – участников ДТП, без его процессуального закрепления. Исследование проводит специалист.

Специалист не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные для исследования и вопросы, подлежащие разрешению в процессе исследования, предоставляет и формулирует заказчик.

Проведение экспертизы назначается постановлением должностного лица (определением суда), осуществляющего производство по делу о ДТП. Эксперт всегда предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 307 УК РФ, статья 17.9 КРФ об АП).

Участники производства по делу о ДТП (стороны, заинтересованные лица) имеют право на выбор экспертного учреждения (эксперта), которому будет поручено проведение экспертизы.

Они вправе заявлять отвод эксперту, формулировать и представлять вопросы для экспертизы, присутствовать при проведении экспертизы, заявлять ходатайства о назначении повторной, дополнительной, комплексной, комиссионной экспертиз (статьи 79, 84 ГПК РФ, статья 26.4 КРФ об АП).

В процессе производства по делам о дорожно-транспортных происшествиях проводятся различные виды экспертиз: автотехническая, транспортно — трасологическая (криминалистическая), технического состояния транспортных средств, дорожная, автотовароведческая.

Каждая из перечисленных экспертиз, используя научно обоснованные методы исследования объектов, решает определенный круг задач.

Статьи в помощь:

При разъяснении вопроса о том, как оспорить независимую экспертизу по ДТП, прежде всего, следует определиться о каком из ее видов идет речь.

Выбор методов и способов оспаривания, в каждой ситуации, требует индивидуального подхода.

В такого рода вопросах следует остерегаться универсальных советов доморощенных «знатоков».

Многолетняя практика по ведению дел о дорожно-транспортных происшествиях, в которых мне приходилось оспаривать экспертные заключения, позволяет лишь дать общие рекомендации по исследуемой теме.

Что следует делать при оспаривании независимой экспертизы по ДТП

Алгоритм действий лица, по оспариванию независимой экспертизы в делах о дорожно-транспортных происшествиях можно представить в следующем виде:

Процедуре оспаривания любой экспертизы по делу о ДТП предшествует ознакомление с постановлением (определением) о назначении экспертизы.

Именно в этом процессуальном документе содержатся исходные данные, на основании которых эксперт выполняет экспертизу.

В постановлении о ее назначении, указываются обстоятельства ДТП, излагаются показания участников и свидетелей происшествия, отражаются параметры, зафиксированные в протоколах осмотра транспортных средств, протоколе осмотра места происшествия и схеме места ДТП.

Статьи в помощь:

Если при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы будут выявлены несоответствия сведений, содержащихся в постановлении и сведений зафиксированных в материалах о ДТП, то у защитника имеются все основания ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.

Выводы дополнительного экспертного заключения могут существенно отличаться от выводов первоначального.

Ознакомившись с заключением эксперта необходимо дать ему оценку.

При анализе экспертного исследования следует выяснить:

а) полностью ли разрешены вопросы, поставленные перед экспертом;

б) не превысил ли эксперт пределов своей компетенции;

в) нет ли противоречий между резолютивной частью (выводами) и исследовательской частью заключения;

г) соответствуют ли выводы экспертизы другим доказательствам, имеющимся в материалах дела о ДТП.

При изучении экспертного заключения всегда следует применять критический подход.

Лица, оспаривающие независимую экспертизу по ДТП, должны понимать, что заключение автотехнической и транспортно-трасологической экспертиз носит только вероятностный характер.

Выводы экспертного заключения напрямую зависят от исходных данных.

Даже незначительное изменение какого-либо условия или параметра, может привести к изменению заключения в целом.

Для того чтобы оспорить заключение независимой экспертизы по ДТП нужно вызвать эксперта в судебное заседание.

Эксперт подлежит допросу с целью разъяснения экспертного заключения.

Если эксперт не сможет объяснить противоречий, имеющихся в заключении, то необходимо назначать повторное исследование.

В случаях смысловой неполноты, противоречивости, сомнительности, неясности или необоснованности выводов экспертного заключения, для его опротестования необходимо ходатайствовать о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы.

Ходатайство о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы должно быть обоснованным и мотивированным.

Ходатайство составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела, лицом, участвующим в деле или его адвокатом.

Комментарии

Здравствуйте, Альберт.
Прежде чем ответить на Ваш вопрос , считаю важным напомнить, что ответственность за вред , причиненный источником повышенной опасности, законом возлагается на его владельца ( собственника или иное лицо, владеющего транспортным средством на законном основании) . Таким образом, если на момент ДТП, Вы управляли чужим автомобилем без надлежащего оформления права владения ( управления), то возмещать ущерб, причинный Вами , должен собственник Т\С.
Положения статьи 14 Закона » Об ОСАГО» в качестве лица, к которому страховщик, предъявляет регрессное требования в порядке, предусмотренным законом, называет лицо, причинившее ущерб. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ в статье 1079 определяет основы гражданско-прав овой ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Поэтому, при определенных условиях, Вы можете вообще уйти от ответственности , возложив ее на собственника автомобиля.Подр обности читайте в статье «Возмещение ущерба при ДТП».
По существу заданных вопросов поясняю, что в соответствии со статьей 18 п. «Б» ФЗ » Об ОСАГО», размер убытков, подлежащих возмещению страховщиком, определяется суммой расходов , необходимых для приведения имущества в до аварийное состояние. Если автомобиль старый, то применяется 50 % износ , по новым правилам и 85% по старым ( у вас ДТП было 1,5 года, тогда действовали старые правила).
Вместе с тем, если ремонт автомобиля превышает его рыночную стоимость на момент ДТП, то страховая выплата не может превышать размер стоимости Т/С. В противном случае, страховое возмещение приведет к неосновательном у обогащению.
Если ситуация развивается по описанной Вам схеме, то вариант ее решения лежит в назначении независимой судебной ( автотовароведче ской )экспертизе).
Вопросы эксперту :
— Какова рыночная стоимость Т\С на момент ДТП?
— Какова стоимость восстановительн ого ремонта Т\С на момент ДТП ( с учетом износа запасных частей , подлежащих замене)?
— Является ли восстановление Т\С экономически целесообразным?

Экспертиза проводится по материалам дела. Таким образом, если автомобиль отремонтирован , утилизирован или продан, то препятствий для экспертизы не будет.
В заключении отмечу, что из практики, такие дела имеют хорошую перспективу для ответчиков.
Желаю Вам удачи!

Популярное:

  • Как заполняется декларация по енвд у ип Как заполняется налоговая декларация по ЕНВД в 2018 году Следующая статья: Ставка ЕНВД Как правильно заполнить бланк налоговой декларации ЕНВД в 2018 году? Какую форму использовать, какие сведения стоит вписать в документ, когда подать в ФНС – рассмотрим […]
  • Расторжение договора охранных услуг Как написать письмо о расторжении договора оказания услуг (уведомление) в 2018 году Взаимоотношения сторон, касающиеся оказания услуг регулируются договором. Расторгнуть его можно досрочно, уведомив об этом вторую сторону. Дорогие читатели! Статья […]
  • Как заполнить счет-фактуру без ндс образец Нужна ли счет-фактура без НДС в 2018 году Предыдущая статья: Льготы по НДС Чтобы определить, выставляется ли счет фактура без НДС продавцом, необходимо знать все законные основания. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения […]
  • Езда без документов на чужой машине Чем грозит езда без свидетельства о регистрации автомобиля Эксплуатация автотранспортного средства производится в соответствии с правилами дорожного движения. Перед использованием автомобиля необходимо пройти процедуру регистрации ТС в органах […]
  • При покупке земельного участка возвращается ли подоходный налог Что такое налог при покупке земельного участка? Возможность на вычет предоставляется согласно пп.3 п.1 ст.220 НК РФ. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите […]
  • Ип на усн сдавать 3 ндфл Надо ли сдавать налоговую декларацию 3-НДФЛ ИП на УСН ИП как категории налогоплательщиков необходимо в некоторых случаях обязательно подавать 3-НДФЛ. Следует правильно составить декларацию и подать её в срок. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых […]
  • Сколько составляет госпошлина за алименты в 2018 году Сколько стоит госпошлина на алименты в 2018 году Обычно уплата госпошлины осуществляется накануне обращения заинтересованных лиц в органы государственной власти, одним из которых является суд. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах […]
  • Как написать заявление на отсрочку штрафа Есть ли рассрочка штрафа по административному делу При значительном увеличении сумм штрафов за совершение административного правонарушения стал актуальным вопрос получения права на рассрочку. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения […]
Дтп независимая экспертиза судебная