Дополнительные услуги общее

Дополнительные услуги общее

Управляющая Компания отказывается исключать из ЖКУ дополнительные услуги «охрана»

Между мной и Управляющей Компанией (Исполнитель) 01.08.2014 г. был заключен Договор о предоставлении услуг №546/6. Подписание Договора мне было навязано для возможности получения ключей от квартиры по ДДУ. Согласно п. 1.2. Договора Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги — «обеспечение охраны мест общего пользования жилого дома и прилегающей территории» в порядке и на условиях, определенных Договором, а Заказчик обязуется оплатить эти Услуги. Согласно п. 156 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ст. 450.1. ГК РФ Договор прекращается с момента получения уведомления об отказе от Договора. 28.03.2016 г. Управляющей Компанией получено письменное Заявление от меня о расторжении Договора о предоставлении услуг 546/6 от 01.08.2014 г. Однако, до настоящего времени Управляющая Компания без моего согласия продолжает начислять в ЖКУ плату за дополнительные услуги «консьерж», «охрана по агентскому договору», «охранные услуги». Из содержания ч. 2 ст. 44 ЖК РФ следует, что перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что иные вопросы, не предусмотренные законом, и принятые общим собранием, не имеют обязательной силы для всех собственников, в том числе и для тех, кто не голосовал или голосовал против их принятия. Указанная выше позиция подтверждается Министерством ЖКХ Московской области. Как следует ответов Министерства ЖКХ Московской области на вопросы граждан, поступивших в адрес губернатора Московской области Андрея Воробьева в ходе интернет-конференции «Губернатор онлайн», дополнительная услуга «охрана» не относится к жилищно-коммунальным услугам. Согласно ЖК РФ и ГК РФ, Постановлению Правительства МО услуги, не относящиеся к ЖКУ, оплачиваются лицами, заключившими договоры с поставщиками услуг и не могут быть навязаны третьим лицам, в том числе и на основании решения общего собрания собственников. Почему Управляющая Компания игнорирует мои требования о расторжении Договора о предоставлении дополнительных услуг? Что мне делать в этой ситуации?

Опубликовано: 03.05.2017 в 10:10

Ксения, добрый день, во-первых, Вы не указали местонахождение и наименование УК. Далее, разъясняем- эти услуги не перечислены в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства России N 491 от 13.08.2006) и в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства России N 290 от 03.04.2013), а значит, являются дополнительными. Включение в платежку платы за дополнительные услуги (антенна, охрана и т.д.) возможно лишь при наличии: а) решения общего собрания собственников об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества и выделении в едином платежном документе отдельной строкой платы за антенну (охрану и т.п.) в определенном размере; б) договора каждого жильца с организацией, оказывающей дополнительные услуги. Во всех других случаях дополнительные услуги считаются навязанными, и гражданин может от них отказаться.

Навязывание дополнительных платных услуг (работ) в сфере ЖКХ

Согласно ч. 2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, однако любой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Действующим законодательством определено, что исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги (работы) за плату (ст. 16 Закона №2300-1).

Для установления факта навязывания дополнительных платных услуг, необходимо проанализировать заключенный с потребителем договор управления многоквартирным домом, платежный документ на оплату коммунальных услуг с целью определения объема оказываемых прав и обязанностей, волеизъявлений сторон, наличия существенных условий и условий ограничивающих, либо ущемляющих права.

Зачастую дополнительные платные услуги навязываются организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, путем включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, при этом исполнитель обосновывает это тем, что данные услуги являются обязательными и отказ от них невозможен.

Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом (ст. 162 ЖК РФ).

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также правила оказания услуг (выполнения работ) установлены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290.

Таким образом, дополнительные услуги, связанные с содержанием общего имущества, должны указываться в договоре управления МКД, и все последующие изменения вносятся в порядке, установленном таким договором (решением общего собрания собственников).

При этом дополнительные услуги, не связанные с содержанием общего имущества, могут быть оказаны только на основании договора с конкретным потребителем.

Наиболее распространенными случаями навязывания дополнительных платных услуг без согласия потребителя являются:

· установление дополнительных услуг, связанных с содержанием общего имущества дома при отсутствии их в перечне услуг по договору МКД (установка систем видеонаблюдения, сигнализации, охраны);

· взимание платы за услуги, оплата которых осуществляется в составе платы за содержание и ремонт общего имущества (например, за восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем (входит в мин. перечень услуг);

· взимание платы за услуги, которые связаны с текущей деятельностью организации (затраты на сбор платежей, таких как банковское вознаграждение, комиссии почтовой организации (письмо Минрегиона РФ от 02.05.2007г. №8167-ЮТ/07), ввод в эксплуатацию ИПУ и др).

Алгоритм действий потребителя:

· досудебный порядок

При оказании потребителю дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены – вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (ч.2 ст. 16 №2300-1, ст. 156 Правил №354).

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.

В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется обратиться к исполнителю с письменным заявлением об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.

· судебный порядок

Обращение в суд с исковым заявлением.

· административная ответственность

За нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД предусмотрена административная ответственность по ст. 7.23.3 КоАП РФ. Органы ГЖИ вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов собственников на основании их обращений или в защиту прав неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований, установленных законом (ст. 20 ЖК РФ). В целях проведения проверки, рассмотрения вопроса о применении гражданско-правовых мер потребителю рекомендуется обратиться с письменной жалобой в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области (ул. Цвиллинга 14/1 г. Оренбург).

Обсуждения

Дополнительные услуги (консьерж, охрана, видеонаблюдение, домофон, автоматические ворота и т.п.)

109 сообщений

На общем собрании Собственников МКД на голосование могут быть поставлены любые вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст.44 ЖК РФ), а в случае выбора в качестве способа управления домом — управление ТСЖ могут рассматриваться еще и вопросы, отнесенные ст.145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов ТСЖ (при этом учитываются голоса только тех собственников помещений, которые написали заявления о вступлении в члены ТСЖ).

Голосование по вопросам, связанным с оказанием дополнительных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и установлением размера платежей собственников за эти услуги (услуг, не отнесенных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, к работам и услугам по содержанию и ремонту жилищного фонда), таких, например, как услуги консьержа, охранника, установка и обслуживание домофонов, видеокамер и т.п., не отнесено ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений (общего собрания членов ТСЖ), поэтому на рассмотрение общего собрания данные вопросы поставлены быть не могут. Организации, оказывающие данные услуги могут лишь проинформировать собственников помещений на общем собрании о возможности оказания услуг и их цене.

Предоставление потребителям названных услуг исполнителями производится в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1. Решения о необходимости данной услуги и размере платы за нее принимается каждым собственником самостоятельно и оформляется путем подписания договора между собственником помещения и поставщиком услуги.

Таким образом, согласно Статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1, Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Более того, если вышеперечисленные дополнительные услуги повлекли за собой увеличение статьи расходов по обязательному платежу за «Содержание и текущий ремонт ОИ МКД» усматриваются признаки состава административного правонарушения предусмотренные статьей 14.7 КоАП РФ «Обман потребителя».

Обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Лариса, под этот же пункт попадает и оборудование интернет провайдеров и телекоммуникационное оборудование сотовых операторов, радио, телефония, телевидение и т.д. и т.п. установленное в МКД. Так и пусть входит, мне не жалко)

НО, что нам говорит закон: 1. Для обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, а так же обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда было выпущено постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (с изменениями и дополнениями)*(1) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289* (2), и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

2. Не так давно, Правительством было выпущено новое Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» в соответствии с которым Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД так же определен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в котором четко сказано, что Настоящие Правила устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее — перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом.

Из которого следует,что добавлять или убирать те или иные услуги(работы) в графу “Содержание и текущий ремонт” можно лишь из числа уже включенных в минимальный перечень услуг и работ. В данном перечне нет, домофонов, видеонаблюдения или автоматических ворот, консьержей, охраны и т.п.

3. Также напомню, что Закон о защите прав потребителей стоит выше постановлений правительства и если есть нарушения положений Закона, то применяются нормы вышестоящего НПА.

В связи с вышесказанным нельзя обуславливать повышение размера платежа по графе «содержание и тек. ремонт» в связи с добавлением расходов на содержание и тек. ремонт оборудования, которое не отнесено постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170 и Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 к работам и услугам по содержанию и ремонту жилищного фонда.

Можно ли не платить за дополнительные услуги ЖКХ?

Добрый день. Нас обслуживает тсж. Помимо платы за кап ремонт и текущий ремонт эта компания добавляет в платежку плату за ремонт подьездных козырьков, оградки, ремонт кровли и т.д. правомерно ли это? И можно ли не платить за это.

Ответы юристов (2)

Александр, добрый вечер! Если данные платежи утверждены общим собранием собственников помещений в вашем МКД то надо либо оспаривать данное решение либо платить так в случае неуплаты могут взыскать задолженность в судебном порядке

Здравствуйте! Соглашусь с коллегой, данное должно решаться на общем собрании дома, проведенного в порядке статьи 48 жилищного кодекса. Если голосования было легетивным, тогда придется платить. Обжаловать решение общего собрания в судебном порядке вы конечно можете, но если оно проведено по всем правилам, тогда решение суда будет не в вашу пользу.

Статья 48. Голосование на общем собрании собственников помещений в
многоквартирном доме

1. Правом голосования на общем собрании собственников помещений в
многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают
собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании
собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется
собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего
представителя.
2. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на
общем собрании собственников помещений в данном доме действует в
соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов,
актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного
самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на
голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о
представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном
доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место
нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с
требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской
Федерации или удостоверена нотариально.
3. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в
многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном
доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее
имущество в данном доме.
4. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством
оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам,
поставленным на голосование.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 48 настоящего
Кодекса дополнена частью 4.1
4.1. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного
голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме
решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ в часть 5 статьи 48
настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования,
осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений
собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением
случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 48 настоящего
Кодекса дополнена частью 5.1
5.1. При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного
или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на
голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть
указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица,
участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном
доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками
«за», «против» или «воздержался».
6. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в
письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на
голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в
голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов
голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения
признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не
подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам,
поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на
голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или
нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения
недействительным в целом.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Дополнительные услуги управляющей организации и ТСЖ

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 8

Управляющие организации и ТСЖ нужны собственникам для содержания и ремонта общего имущества и обеспечения жильцов коммунальными услугами. Помимо этих двух видов деятельности управляющие организации и ТСЖ зачастую выполняют ремонтные работы в отношении имущества, не являющегося общим, а находящегося у жильцов в частной собственности. Какие налоговые обязательства возникают у управляющей организации и ТСЖ? Как организовать раздельный учет по видам деятельности?

Работы на общем и частном имуществе

Договор управления многоквартирным домом, на основании которого действует управляющая организация, предусматривает ее обязанность выполнять работы и оказывать услуги по ремонту и содержанию общего имущества. Конкретный перечень работ, их периодичность и стоимость указываются в приложении к договору. В составе платы за жилое помещение собственники оплачивают работы по содержанию и ремонту только общего имущества. В Правилах содержания общего имущества приведен перечень объектов, входящих в состав общего имущества (п. 2), а также работ, которые относятся к его содержанию (п. 11). Определяющим признаком общего имущества является его предназначение для обслуживания двух и более помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 ЖК РФ) .

Отдельные объекты могут стать предметом спора между собственниками и управляющей организацией. См. статью «Батареи и почтовые ящики — общее имущество?», с. 71.

Вместе с тем на основании п. 3 ст. 30 ЖК РФ каждый собственник обязан самостоятельно нести бремя содержания жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности. Границы общего и частного имущества применительно к инженерным сетям определяются согласно п. п. 5 — 7 Правил содержания общего имущества. Несмотря на используемый в ЖК РФ термин «плата за содержание и ремонт жилого помещения», платежи собственника не связаны с содержанием самого помещения, находящегося в частной собственности. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Организовывать и оплачивать содержание и ремонт непосредственно жилого помещения и находящегося в нем оборудования и имущества собственник должен самостоятельно, независимо от собственников других помещений.

В п. 15 Правил содержания общего имущества названы некоторые услуги и работы, которые не относятся к содержанию общего имущества (а следовательно, являются содержанием и ремонтом частного имущества):

  • содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;
  • утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;
  • уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Таким образом, перечисленные в п. 15 Правил содержания общего имущества услуги, а также все другие работы, связанные с содержанием и ремонтом объектов, не входящих в состав общего имущества, не охватываются действием договора управления многоквартирным домом. Следовательно, их выполнение возможно только на основании иных договоров с собственниками таких объектов. Заметим, что все чаще в договоре управления многоквартирным домом прописывается обязанность управляющей организации выполнять работы по ремонту санитарно-технического, электрического и иного оборудования и приборов, обслуживающих непосредственно помещение собственника, не относящееся к общему имуществу, по заявке собственника, за отдельную плату в соответствии с утвержденными расценками.

Точно так же, как и для управляющей организации, выполнение работ на частном имуществе товариществом собственников жилья возможно на основании отдельных договоров, но с тем отличием, что в рамках уставной деятельности ТСЖ не оказывает услуги своим членам: ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ (Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57). Товарищество ведет уставную некоммерческую деятельность по управлению общим имуществом, отношения между членами и товариществом в рамках этой деятельности регулируются уставом. Возможность ведения иных видов хозяйственной деятельности должна быть предусмотрена уставом ТСЖ. Правоотношения в рамках таких видов деятельности возникают на основании договоров.

И управляющая организация, и ТСЖ выступают подрядчиками (исполнителями) при выполнении работ (оказании услуг), касающихся содержания и ремонта частного имущества. При этом заказчиками выступают собственники помещений. Поскольку услуга не имеет материально-вещественного выражения, а результаты работ, наоборот, имеют, деятельность управляющей организации и ТСЖ состоит в проведении работ (по ремонту, установке, монтажу, замене каких-либо объектов), отношения с собственниками квартир строятся на основании договора подряда (если собственник-гражданин, заказывающий работы для удовлетворения своих бытовых потребностей, то действуют правила о бытовом подряде).

Система налогообложения

Главный вопрос, который обычно встает перед бухгалтером управляющей организации (ТСЖ), оказывающей услуги на частном имуществе граждан: нужно ли уплачивать ЕНВД? «Вмененный» спецрежим не может применяться по выбору налогоплательщика: если на местном уровне конкретный вид деятельности переведен на уплату единого налога, организация обязана исчислять и уплачивать именно его.

Бытовые услуги

Из всего перечня видов деятельности, которые могут быть переведены на «вмененку», нас интересуют только бытовые услуги (пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Согласно определению, данному в ст. 346.27 НК РФ, под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН , за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Таким образом, из «группы риска» сразу исключаются услуги, оказываемые юридическим лицам. Например, если управляющая организация выполняет ремонт сантехники и электрики в жилом или нежилом помещении по договору, заключенному с организацией, она не обязана уплачивать ЕНВД. При этом заказчиком по договору может выступать как собственник, так и арендатор помещения.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Если заказчиком по договору выступает индивидуальный предприниматель, нужно учитывать, что он также является физическим лицом. Об этом напомнил Минфин России в Письме от 17.07.2007 N 03-11-05/160 и сообщил, что деятельность налогоплательщика подлежит переводу на уплату ЕНВД. Вместе с тем арбитры полагают, что, если физическое лицо выступает в договоре как индивидуальный предприниматель и заказывает услуги для использования в целях ведения предпринимательской деятельности , нет оснований считать эти услуги бытовыми и у исполнителя нет оснований уплачивать ЕНВД (Постановления ФАС СЗО от 03.03.2009 N А42-577/2008, от 02.12.2008 N А52-5071/2007, ФАС ДВО от 03.03.2008 N Ф03-А51/08-2/371, ФАС ВСО от 16.11.2006 N А33-5662/06-Ф02-6003/06-С1). Добавим, что в п. 1 Письма от 30.07.2007 N 03-11-04/3/304 Минфин России согласился, что исполнитель бытовых услуг должен уплачивать ЕНВД, только если заказчик-предприниматель заказывает услуги для личного домашнего потребления, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

Например, сдает жилое помещение в аренду.

Открыв ОКУН, можно увидеть, что в группу бытовых услуг входит подгруппа «Ремонт и строительство жилья и других построек» (начиная с 2009 г. не переводится на уплату ЕНВД деятельность по строительству индивидуальных жилых домов, все остальные услуги, включенные в названную подгруппу, по-прежнему подлежат переводу на «вмененку»). Это означает, что ремонт нежилых помещений не относится к бытовым услугам, поэтому не является «вмененным» независимо от статуса заказчика (Письмо Минфина России от 29.05.2006 N 03-11-04/3/276).

Частичный ремонт квартир Vs коммунальные услуги

Итак, если управляющая организация (ТСЖ) по договору с физическим лицом выполняет услуги, относящиеся к виду «Ремонт жилья и других построек» (код ОКУН 016100), то ей прямая дорога на «вмененку». Однако перечень этих услуг ограничен, в связи с чем встает вопрос: как квалифицировать деятельность, если конкретная услуга не поименована в ОКУН? Минфин довел до сведения налогоплательщиков, что определение кода вида деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД, в том числе в целях заполнения налоговой декларации, возлагается на налогоплательщика, а по вопросам применения классификаторов направил в Ростехрегулирование (см., например, Письмо от 16.06.2009 N 03-11-09/213). Тем не менее некоторые разъяснения по конкретным услугам можно найти.

Чаще всего управляющие организации и ТСЖ оказывают собственникам помещений услуги, связанные с ремонтом сетей водо-, тепло-, электро-, газоснабжения, а также канализации. Кроме того, жильцы обращаются к управляющей организации по поводу ремонта сантехнического оборудования, электротехнических работ (замена электророзеток). Возникают ли у исполнителя обязательства по ЕНВД? Существует два мнения.

С одной стороны, самым «подходящим» для этих работ является код ОКУН 016102 «Частичный ремонт домов, квартир по заказам населения». Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 20.06.2008 N 03-11-05/151: работы по установке ванн, душевых кабин, раковин, унитазов, смесителей в домах и квартирах граждан могут быть отнесены к группировке ОКУН 016102. Кроме того, в Письме от 30.03.2007 N 24-17/0261 специалисты УФНС России по Московской области отметили, что услуги по монтажу, ремонту и реконструкции внутридомовых сетей водоснабжения, отопления и канализации подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход, если их оказание является составной частью предпринимательской деятельности по комплексному или частичному ремонту индивидуальных домов и квартир.

С другой стороны, в Письме от 20.12.2005 N 02-10/12531 УФНС России по Ленинградской области сообщило, что установка сантехнического оборудования, замена и прочистка трубопроводов, электротехнические работы (замена и установка электророзеток, электросчетчиков и т.п.) не являются ремонтными работами, данные работы не перечислены в классификаторе ОК 002-93 по группе 01 «Бытовые услуги».

Важное дополнение — ремонт систем отопления (в том числе замена радиаторов), водоснабжения, канализации, а также электромонтажные работы предусмотрены в ОКУН в группе 04 «Жилищно-коммунальные услуги» (подгруппа «Коммунальные услуги»): по коду 042102 «Замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем электроснабжения», по коду 042213 «Замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание систем водоснабжения», по коду 042221 «Замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем водоотведения», по коду 042405 «Замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем центрального отопления». Поэтому в Письме от 20.04.2007 N 03-11-04/3/124 финансисты сделали вывод: услуга по замене радиаторов, систем водоснабжения, отопления, канализации не относятся к бытовым услугам, указанным в разд. 01 «Бытовые услуги» ОКУН. При этом независимо от того, имеет ли организация, оказывающая такие услуги, статус исполнителя коммунальных услуг согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, ее деятельность не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД. Аналогичные разъяснения были даны ранее в Письме Минфина России от 20.10.2006 N 03-11-04/3/464: предпринимательская деятельность организации по оказанию услуг, связанных с ремонтом систем отопления, водоснабжения, канализации, а также услуг по монтажу охранно-пожарной сигнализации и услуг, связанных с электромонтажными работами, не соответствует установленному ст. 346.27 Кодекса понятию бытовых услуг.

Нужно заметить, что внутридомовые инженерные системы входят в состав общего имущества. Услуга по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в свою очередь, предусмотрена среди жилищных услуг (код 041105). Можно предположить, что услуга по обслуживанию и ремонту внутридомовых инженерных систем «становится» коммунальной, если собственники выбрали непосредственное управление многоквартирным домом (то есть исполнитель коммунальных услуг отсутствует) и такая услуга в отношении разных инженерных систем заказана различным организациям (см. п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг), а также если заказчики владеют индивидуальными жилыми домами.

Однако внутридомовые инженерные сети не имеют ничего общего с внутриквартирным оборудованием. Как сказано выше, внутриквартирные сети и оборудование принадлежат жильцам (собственникам помещений в многоквартирном доме) на праве частной собственности. Поэтому, на наш взгляд, неправомерно считать их внутридомовыми инженерными сетями, ремонт и обслуживание которых относится к коммунальным услугам.

Одновременно, как неоднократно разъяснял Минфин, если конкретная услуга не предусмотрена в ОКУН в числе бытовых (код 01), то нет оснований считать ее таковой и уплачивать ЕНВД (Письма от 09.07.2008 N 03-11-04/3/322, от 24.06.2008 N 03-11-04/3/296). Например, услуги по изготовлению металлических решеток, ворот и ограждений названы в ОКУН (коды 013427, 013412), а услуги по изготовлению металлических дверей — нет, соответственно, первые переводятся на уплату ЕНВД, вторые — нет (Письмо от 05.06.2008 N 03-11-05/138). Точно так же полиграфические услуги по изготовлению и печати визитных карточек являются бытовыми (код 018328) и переводятся на уплату ЕНВД, а услуги по изготовлению и печати календарей в ОКУН не названы, следовательно, доходы от этой деятельности облагаются по иным правилам (Письмо от 20.02.2009 N 03-11-09/65).

Таким образом, учитывая, что ОКУН не делает различий между внутридомовыми и внутриквартирными инженерными сетями и что налогоплательщики заинтересованы в том, чтобы избежать уплаты ЕНВД и ведения раздельного учета, а Минфин настаивает на формальном и буквальном прочтении ОКУН, управляющие организации (ТСЖ) вправе руководствоваться разъяснениями финансистов и определять код вида своей деятельности по ремонту внутриквартирного имущества как коммунальную услугу (коды 042102, 042213, 042221, 042405) либо как услугу, не поименованную в ОКУН. Но при этом нужно иметь в виду, что налоговики могут доначислить ЕНВД при проверке, отнеся выполняемые управляющей организацией работы к частичному ремонту квартир, и в данном случае право на применение общей или упрощенной системы налогообложения придется отстаивать в судебном порядке.

Добавим, что с 2009 г. к организациям, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД, предъявляются требования, похожие на те, что должны выполнить «упрощенцы» (пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ): по структуре уставного капитала (доля участия других организаций не должна превышать 25%) и среднесписочной численности работников (не более 100 человек). Значит, управляющая организация, не отвечающая таким требованиям, может быть уверена, что ЕНВД ей не будет доначислен. При этом следует учитывать, что ТСЖ не формирует уставный капитал, поэтому понятие «доля участия» к товариществу не применяется, следовательно, препятствий в применении ТСЖ «вмененки» нет (см. Письмо Минфина России от 25.11.2008 N 03-11-04/3/531).

Бухгалтерский учет

Исходя из того, что управляющие организации и ТСЖ, не оказывающие гражданам бытовые услуги, не обязаны уплачивать ЕНВД, у них также не возникает обязанности организовать раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, установленной п. 7 ст. 346.26 НК РФ для плательщиков ЕНВД.

Управляющая организация

Несмотря на отсутствие необходимости организации раздельного учета для целей налогообложения управляющей организации целесообразно в бухгалтерском учете отражать доходы и расходы по видам работ (в рамках договора управления и по частным заказам собственников помещений) обособленно, например путем введения субсчетов первого порядка к счету 20 и второго порядка к счету 90. Это позволит сформировать данные для отчета о прибылях и убытках по видам работ и услуг. Заметим, что для целей бухгалтерского учета организация вправе не распределять общехозяйственные расходы по видам работ и услуг — их допускается списывать сразу на финансовый результат (абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В таком случае для списания общехозяйственных расходов к счету 90 следует открыть отдельный субсчет (например, 90-5).

Кроме того, подобная детализация предоставит информацию для управленческих целей (например, поможет определить целесообразность дальнейшего развития направления работы по частным заказам). Раздельный учет, который ведется по изложенным принципам, даст возможность использовать данные бухгалтерского учета для формирования отчета по договору управления перед собственниками помещений.

В целом учет по договорам подряда ведется в общем порядке.

Пример 1. Организация, арендующая нежилое помещение в многоквартирном доме, заключила с управляющей организацией ООО «Быт-Сервис» договор подряда на ремонт (замену) трубопровода горячего водоснабжения внутри нежилого помещения (трубопровод не относится к общему имуществу). Стоимость работ по договору составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. (управляющая организация применяет общую систему налогообложения). Для выполнения работ ООО «Быт-Сервис» привлекло подрядную организацию, применяющую УСНО. При этом материалы приобретены управляющей организацией (11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.) и переданы подрядчику на давальческих условиях. Стоимость работ подрядчика составила 35 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Быт-Сервис» используются следующие субсчета:

  • 20-2 «Затраты по работам на частном имуществе»;
  • 90-1-2 «Выручка от выполнения работ на частном имуществе»;
  • 90-2-2 «Себестоимость работ, выполненных на частном имуществе».
  • 90-3-2 «НДС по работам на частном имуществе».

В учете ООО «Быт-Сервис» будут составлены проводки (для упрощения примера не рассматриваются операции, связанные с расчетами за работы):

Популярное:

  • Фз 127 статья 9 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ"О несостоятельности (банкротстве)" С изменениями и дополнениями от: 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 […]
  • Время вступления в силу гк рф Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" Изменения и поправки Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 14 ноября 2001 года Ввести в […]
  • Неустойка за невыполнение условий по договору купли продажи Нарушение сроков доставки по договору купли-продажи Добрый день, ситуация следующая: в начале июня был заключен договор купли-продажи на мебель. Срок доставки: 12 июля. До сих пор не доставили. В договоре указана неустойка за каждый день просрочки 0.1%, но я […]
  • Форма разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" Приказ Министерства строительства и […]
  • Федеральный суд общей юрисдикции г новосибирска Федеральные и мировые суды в Новосибирской области Адрес: 630099, г.Новосибирск, ул. М. Горького, 89 Часы приема исковых заявлений: ПН,СР с 16 до17 Канцелярия тел: 223-45-03, 223-24-41 Администратор тел: 218-34-51 Мировые судьи судебных участков Центрального […]
  • Выплаты на рождение 2го ребенка Рождение второго ребенка: какие выплаты полагаются от государства? Практически любая семья, в которой появляется второй ребенок задается вопросами: какие выплаты и пособия полагаются? В интернете очень много разных статей на этот счет. В данном материале […]
  • Сколько времени учатся на водительские права Сколько по времени учиться на водительские права Каждый год количество желающих получить заветные водительские «корочки» растет. В 2016 году срок обучения и стоимость изменились, а к обучающим организациям применены жесткие требования. В данной статье […]
  • Ст132 ук рф Статья 132 УК РФ. Насильственные действия сексуального характера 11 марта 2015 2 марта 2012 9 июня 2011 4 октября 2010 Обсуждение статьи Вопросы по статье Сын 15 лет "спит" с 13-летней(по согласию). Что ему грозит? Здравствуйте, мне 19, моей девушке 16, […]
Дополнительные услуги общее