Договор на возмещение коммунальных услуг бюджетным учреждениям

Бюджетному учреждению поступает возмещение коммунальных расходов (электроэнергии) по договорам с субабонентами. Субабоненты не являются арендаторами помещений учреждения. На какую подстатью (134 или 135 КОСГУ) относятся данные поступления от субабонентов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от компенсации затрат субабонентом, не являющимся по отношению к учреждению арендатором или ссудополучателем, отражаются по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. При этом субабонент состоит в договорных отношениях с абонентом, не заключая прямого договора с энергоснабжающей организацией*(1). Возмещение субабонентом стоимости потребленной им электроэнергии, первоначально оплаченной абонентом, осуществляется в виде компенсации стоимости потребленной им электроэнергии и отражается в бухгалтерском учете путем начисления новых доходов.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на подстатью 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ относятся доходы от компенсации расходов по оплате коммунальных услуг арендуемого здания (помещения) в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования. В то же время договор по возмещению абоненту субабонентом стоимости потребленной электроэнергии по своему экономическому содержанию отличен от договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования. Дело в том, что договор с субабонентом по передаче электроэнергии не предполагает передачу имущества учреждения за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, которые характерны для договора аренды или безвозмездного пользования (ст. 606, п. 1 ст. 689 ГК РФ).
Доходы от компенсации затрат субабонентом, не являющимся по отношению к учреждению арендатором или ссудополучателем, отражаются по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

26 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Вывод о том, что при передаче электрической энергии субабоненту энергоснабжающая организация не является стороной договора между абонентом и субабонентом, содержится также в судебных актах (смотрите, в частности, п. 2.4 Энциклопедии судебной практики. Купля-продажа. Субабонент).

Возмещение коммунальных расходов арендатором

Возмещение коммунальных расходов арендатором

По общему правилу собственник имущества несет бремя его содержания согласно ст. 210 ГК РФ. В случае передачи имущества в аренду поддержание его в исправном состоянии, проведение текущего ремонта и осуществление соответствующих расходов на его содержание возлагаются на арендатора (п. 2 ст. 616 ГК РФ). К расходам на содержание имущества относятся в том числе коммунальные платежи (за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение, теплоэнергию), а также оплата других аналогичных услуг (на уборку помещений, охрану и т.д.).

Как следует из Письма Минимущества РФ от 17.09.2001 N НГ-30/16725, расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, могут регулироваться отдельными договорами и не должны включаться в состав арендной платы. При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении. Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо другим способом, например, по приборам учета в зависимости от объема потребления.

В соответствии с Указаниями N 65н доходы, полученные в виде возмещения арендатором расходов по коммунальным платежам, относятся на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

В бухгалтерском учете возмещение расходов на оказание коммунальных услуг отражается с использованием счета 2 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». Начисление доходов в виде возмещения стоимости коммунальных услуг отражается по дебету счета 2 209 30 560 и кредиту счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 109 Инструкции N 174н*(4)). Полученные доходы в виде возмещения коммунальных расходов арендодателя поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение по итогам конкурса заключило договор аренды нежилого помещения площадью 50 кв. м, первоначальная стоимость которого — 900 000 руб. Арендная плата составляет 50 000 руб. (100 руб. за 1 кв. м). Дополнительно заключен договор на возмещение стоимости коммунальных услуг. За октябрь 2017 года ресурсоснабжающая организация выставила счет-фактуру и акт за электроэнергию в размере 23 000 руб. Бюджетное учреждение выставило арендатору счет за электроэнергию в размере фактических расходов — 23 000 руб.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 174н были сделаны следующие записи:

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление доходов в качестве компенсации произведенных бюджетным учреждением коммунальных и эксплуатационных расходов может быть отражено в бухгалтерском учете с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Обоснование вывода:
В ситуации, когда компенсация коммунальных и эксплуатационных расходов осуществляется на основании отдельного договора, ее следует рассматривать в качестве дохода бюджетного учреждения и соответствующим образом отражать в учете.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ относятся доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Таким образом, поступление дохода в возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов относится на статью 130 КОСГУ.
Согласно нормам п.п. 197, 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в бюджетном учреждении поступающие доходы могут учитываться на счетах 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
При этом на счете 205 00 отражаются расчеты по суммам:
— доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций;
— поступивших от плательщиков предварительных оплат.
С использованием счета 205 00 «Расчеты по доходам» отражается начисление и поступление доходов, которые связаны с осуществлением уставных (основных) видов деятельности бюджетного учреждения (смотрите абзац 7 п. 93 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Такие доходы учреждение заранее может спланировать.
Доходы по компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, получаемые в рамках предусмотренной уставом учреждения деятельности по предоставлению в аренду помещений, могут быть отражены в учете с использованием балансового счета 205 31. Кроме того, на использование в рассматриваемой ситуации счета 205 31 указывает заключение отдельного договора на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов, то есть речь идет о планируемых доходах.
В свою очередь, на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» помимо сумм возмещения недостач, ущерба подлежат отражению, в частности, расчеты по компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам». Как правило, поступление доходов, отраженных на счете 209 00, учреждение не может заранее спланировать, то есть речь идет о разовых, непостоянных доходах. Примером подобных доходов могут служить доходы от реализации имущества, доходы, полученные в виде страхового возмещения, в том числе по ОСАГО, КАСКО и т.п.
Таким образом, положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н определены общие правила отнесения доходов на счет 205 00 или 209 00, исходя из которых можно сделать вывод о том, что доходы, получаемые бюджетным учреждением в соответствии с договором о компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, целесообразно отражать с использованием счета 205 31. Аналогичное мнение высказывалось в разъяснениях уполномоченных органов по подобному вопросу*(1).
Вместе с тем конкретный перечень доходов, которые бюджетное учреждение будет отражать с использованием счета 205 00 или 209 00, целесообразно закрепить в положениях учетной политики.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, ответ С.С. Бычкова, государственного советника РФ 3-го класса, заместителя директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России на Вопрос: как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения-арендодателя отразятся операции по расчетам с арендатором по арендным платежам и возмещению расходов в части потребленных им коммунальных услуг?

Возмещение коммунальных платежей арендаторами (Морозова Л.)

Дата размещения статьи: 26.08.2015

Является ли возмещение арендатором расходов по оплате коммунальных услуг одной из форм арендной платы?

Напомним, что арендная плата — это плата за пользование арендованным имуществом, порядок, условия и сроки внесения которой устанавливаются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

— определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

— установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

— предоставления арендатором определенных услуг;

— передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

— возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Причем в этой же статье отмечено, что стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Стоит отметить, что арендная плата, как правило, определяется исходя из занимаемой площади арендуемого здания (помещения), его износа, местонахождения и иных факторов, влияющих на ее установление.

Размер арендной платы по договору аренды государственного (муниципального) имущества определяется по результатам проведения торгов. При этом в целях определения стартовой цены (цены предложения) арендной платы в отношении имущества, собственниками которого являются субъекты РФ или муниципальное образование, разрабатываются различные методики расчета арендной платы. Рассмотрим некоторые из таких методик и выясним, включаются ли согласно их положениям в расчет арендной платы суммы, возмещаемые арендаторами за пользование коммунальными услугами.

Так, согласно п. 1 Методики расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности г. Москвы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП, установлено, что стоимость коммунальных и эксплуатационных услуг оплачивается арендатором по отдельным договорам и в расчет арендной платы не включается.

В соответствии с п. 13 Методики расчета арендной платы за имущество, находящееся в собственности Озерского муниципального района, утвержденной Решением Совета депутатов Озерского муниципального района МО от 28.05.2010 N 282/47, стоимость коммунальных, эксплуатационных и иных расходов на содержание арендуемого имущества оплачивается арендатором самостоятельно либо по отдельным договорам, которые арендатор обязан заключить со специализированными организациями, осуществляющими поставку соответствующих товаров (оказание услуг, выполнение работ), либо по договору о возмещении расходов на содержание имущества, который арендатор обязан заключить с арендодателем или балансодержателем имущества.

Исходя из содержания вышеприведенных методик, стоит отметить, что стоимость коммунальных услуг, оплачиваемых (возмещаемых) арендатором, не включается в расчет арендной платы. Условия и порядок выплаты таких сумм содержатся в отдельных договорах.

Также этот вывод подтверждает Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», в п. 12 которого отмечено, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы. Свою позицию ВАС обосновывает следующим.

В силу п. 1 ст. 654 ГК РФ в договоре аренды здания (сооружения) должен быть указан размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания (сооружения) считается незаключенным.

Предусмотренная договором аренды обязанность арендатора оплачивать коммунальные услуги не может рассматриваться как установление формы и размера арендной платы, поскольку арендодатель фактически не получает встречного предоставления за переданное в аренду здание. Оплата арендатором коммунальных услуг сама по себе не означает возмездности договора аренды.

В Письме Минимущества России от 17.09.2001 N НГ-30/16725 также рекомендуется при заключении договоров аренды не включать в сумму арендной платы расходы арендатора на оплату коммунальных, эксплуатационных и необходимых административно-хозяйственных услуг. Такие платежи нужно осуществлять по отдельным договорам.

Поступление денежных средств от арендатора в возмещение коммунальных платежей

Денежные средства, поступающие от арендаторов в возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, являются средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Возникают вопросы: на какие счета поступают указанные средства, зачисляются ли указанные средства в доход бюджета, если арендуемое имущество закреплено за казенным учреждением, являются ли такие средства собственными доходами бюджетных (автономных) учреждений, если они выступают арендодателями (балансодержателями) имущества?

При предоставлении имущества в аренду казенными учреждениями. С 2013 г. основным источником финансового обеспечения деятельности казенных учреждений являются бюджетные средства. Исходя из этого финансовое обеспечение расходов казенных учреждений, связанных с содержанием имущества, в том числе имущества, сдаваемого в аренду, должно осуществляться в общеустановленном для получателей средств федерального бюджета порядке в соответствии с бюджетной сметой в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на указанные цели (Письмо Минфина России от 07.11.2012 N 02-13-06/4672).

Учитывая это, а также в силу ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ и ст. 161 БК РФ доходы казенных учреждений от хозяйственной деятельности, в том числе поступающие в порядке возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов, связанных с содержанием государственного имущества, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Аналогичные разъяснения приводятся в Письме Минфина России от 17.04.2012 N 02-04-10/1334. В нем отмечено, что средства, поступающие от плательщиков (арендаторов) в порядке возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов, связанных с содержанием федерального имущества согласно ст. 40 БК РФ и Порядку N 92н , подлежат зачислению на счета, открытые территориальным ОФК в подразделениях расчетной сети СБ РФ на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н.

При этом в целях учета расчетов с арендаторами по указанным платежам в бюджет, по мнению Минфина, полномочиями администратора вышеуказанных доходов федерального бюджета наделяются участники бюджетного процесса — балансодержатели имущества, переданного в аренду.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее — Указания N 171н), поступления по возмещению коммунальных и эксплуатационных расходов, произведенных федеральным казенным учреждением, отражаются по коду классификации доходов бюджетов 000 1 13 02061 01 7000 130 «Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества».

При предоставлении имущества в аренду бюджетными (автономными) учреждениями. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетные (автономные) учреждения вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными ими от осуществления приносящей доход деятельности, в том числе доходами, полученными в порядке возмещения расходов по содержанию имущества, произведенных ими за счет собственных доходов.

Напомним, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенного таким учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, финансовое обеспечение содержания указанного имущества учредителем не осуществляется (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях , п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях ). Иными словами, указанные расходы бюджетное (автономное) учреждение должно производить за счет собственных средств. Тогда сумма коммунальных расходов, возмещаемых арендатором, поступает непосредственно на лицевые счета бюджетных (автономных) учреждений.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Обратите внимание! В соответствии с Указаниями N 171н доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления, следует относить на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ, в то время как доходы от аренды государственного (муниципального) имущества учитываются по статье 120 «Доходы от собственности» КОСГУ.

Налог на добавленную стоимость

Если платежи за коммунальное обслуживание (включая пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений не являются составной частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, на основании Писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/[email protected] и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/[email protected], направленных в установленном порядке налоговым органам, данные платежи (компенсационные выплаты) не учитываются арендодателем при определении налоговой базы по НДС и, соответственно, счет-фактуру на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) арендодатель арендатору не составляет (п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/[email protected]).

Уточним, что согласно упомянутым Письмам ФНС речь не идет о реализации каких-либо услуг, операции по которым могли бы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаваться объектом обложения НДС.

Как разъясняют налоговые органы, операции по реализации коммунальных услуг могут выполнять только соответствующие энергоснабжающие организации. Учреждение-арендодатель не относится к таким организациям, поскольку само в качестве абонента получает коммунальные услуги для содержания имущества.

В данной ситуации имеет место возмещение коммунальных расходов (компенсационных выплат), которые в налоговую базу по НДС не включаются.

По мнению автора, такие разъяснения можно применить ко всем государственным (муниципальным) учреждениям — арендодателям независимо от их правового статуса.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ российские организации, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, признаются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом обложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, признаются внереализационными доходами.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций, приведен в ст. 251 НК РФ. Суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг, в ст. 251 НК РФ не поименованы.

Исходя из вышесказанного, денежные поступления от арендаторов в виде возмещения коммунальных и эксплуатационных платежей учитываются при исчислении налога на прибыль и признаются внереализационными доходами в соответствии со ст. 250 НК РФ (Письма Минфина России от 27.08.2012 N 03-03-06/4/88, от 20.12.2012 N 03-03-06/4/117).

Стоит отметить, что бюджетные (автономные) учреждения — получатели субсидий вправе учесть в расходах для целей налогообложения прибыли суммы коммунальных и эксплуатационных платежей, приходящиеся на сданные в аренду помещения, находящиеся в составе здания, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления (Письмо Минфина России N 03-03-06/4/88). Иными словами, такие учреждения могут уменьшить внереализационные доходы на сумму внереализационных расходов на содержание переданного по договору аренды имущества на основании пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Как упоминалось выше, указанные расходы бюджетные (автономные) учреждения осуществляют за счет собственных средств.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим на примерах порядок начисления и поступления в бухгалтерском учете доходов в виде возмещения арендаторами коммунальных расходов, а также отражения сумм налога на прибыль с указанных доходов.

Пример 1. Казенное учреждение предоставляет имущество в аренду. Согласно договору аренды помимо арендной платы арендатор обязан возместить коммунальные расходы, произведенные казенным учреждением в отношении арендуемого помещения, в сумме 10 000 руб. Порядок, условия и сроки возмещения таких расходов установлены отдельным договором на возмещение расходов, заключенным между казенным учреждением и арендатором.

Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями администратора по начислению и учету платежей в бюджет (в отношении доходов, поступающих от арендаторов).

В бюджетном учете казенного учреждения данные операции отразятся в соответствии с Инструкцией N 162н следующим образом:

Возмещение расходов на коммунальные услуги не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ

Каким пунктом Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) можно руководствоваться заказчику – муниципальному унитарному предприятию при заключении договора на возмещение затрат на потребляемую электроэнергию, если контракт заключается с бюджетным учреждением (детский сад), цена контракта – свыше 100 тыс. руб.?

Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 25.10.2016 № Д28и-2921, от 09.09.2016 № Д28и-2356, от 08.09.2016 № Д28и-2470, от 15.07.2016 № Д28и-2521, от 20.05.2015 № Д28и-1442, от 30.04.2014 № Д28и-734). В письме Минэкономразвития России от 20.05.2015 № Д28и-1442 указывалось на возможность возмещения арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако в соответствии с указанным пунктом договор может быть заключен исключительно с гарантирующим поставщиком электрической энергии, на что специалисты Минэкономразвития обратили внимание в письме от 23.01.2017 № ОГ-Д28-912.

Вместе с тем подход, предполагающий возможность заключения договора на возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг в соответствии с вышеупомянутыми нормами, представляется нам необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.

В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п.п. 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому, если расходы арендодателя по оплате коммунальных услуг не учтены в договоре аренды в качестве, например, переменной составляющей арендной платы, то оснований для заключения между арендатором и арендодателем отдельного контракта на возмещение таких расходов не имеется.

Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона № 44-ФЗ.

Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, который по сфере своего применения практически идентичен Закону № 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2011 № Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 № 06АП-4213/13, Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 № 05АП-8441/12). За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минфин и ФАС России (п.п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Расходы на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов по арендованному имуществу

Вопрос-ответ по теме

У нас заключен договор с Ссудодателем на возмещение затрат по коммунальным платежам и коменсации расходов на содержание помещений. Ссудодатель выставил счет на возмещение эксплуатационных расходов без расшифровки (включает охрану, тех.обслуживание систем и пр. — это договора Ссудодателя со сторонними организациями, плюс затраты непосредственно Ссудодателя на содержание помещений). По какому виду расходов проводить возмещение эксплуатационных расходов и по какому КОСГУ это учитывать?По этому же договору мы должны возмещать коммунальные платежи. Опять же ВР и КОСГУ?

Отвечает Нина Бешнова, эксперт

Расходы на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов по арендованному имуществу отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». По этому же КВР отразите возмещение других расходов по содержанию объекта – связь, охрана, уборка, ремонт, вывоз мусора, уплата земельного налога и налога на имущество.

Если арендатор оплачивает коммунальные и эксплуатационные услуги отдельно от арендной платы, расходы отразите по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ исходя из их экономического содержания. Например:

При этом попросите Ссудодателя расшифровать услуги в счете.

Если же Ссудодатель не предоставить расшифровку услуг, то расходы отражайте как комплекс услуг по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как арендатору учесть оплату коммунальных и эксплуатационных услуг за арендованное имущество

Операции по возмещению коммунальных и эксплуатационных расходов в учете арендатора зависят от выбранного способа расчетов за эти услуги:

При этом основанием для отражения в учете компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов как отдельного платежа могут быть:

Подробнее о том, как правильно оформить расчеты с арендодателем по коммунальным услугам за арендованное имущество, см. здесь.

Расходы на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов по арендованному имуществу отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». По этому же КВР отразите возмещение других расходов по содержанию объекта – связь, охрана, уборка, ремонт, вывоз мусора, уплата земельного налога и налога на имущество.

Для справки: код КОСГУ для оплаты больше не используют. Однако в бухгалтерском учете и отчетности он по-прежнему нужен. Ведь с ним увязывают балансовые счета.

В бухучете расходы на коммунальные и эксплуатационные услуги по арендованному имуществу распределите по статьям (подстатьям) КОСГУ в таком порядке.

Если арендатор возмещает арендодателю стоимость потребленных услуг, налоги в составе арендной платы, сумму всех расходов отнесите на подстатью КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом».

Если арендатор оплачивает коммунальные и эксплуатационные услуги отдельно от арендной платы – непосредственно организациям, которые оказывают услуги, расходы отразите по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ исходя из их экономического содержания. Например:

  • расходы на оплату услуг связи – по подстатье КОСГУ 221 «Услуги связи»;
  • расходы на оплату коммунальных услуг (вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО), водоснабжение, газоснабжение, отопление, электроэнергия) – по подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги»;
  • расходы на содержание имущества (вывоз твердых бытовых расходов (ТБО), ремонт, уборка арендуемых помещений) – по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»;
  • комплекс услуг по содержанию имущества по договору, в состав которого включены различного рода по экономическому содержанию услуги (работы) – по статье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».
    • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные и эксплуатационные расходы в составе арендной платы;
    • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных и эксплуатационных услуг.
    • договор аренды;
    • счет за коммунальные услуги, выставленный арендодателем;
    • копии счетов коммунальных служб.
  • расходы на оплату услуг связи – по подстатье КОСГУ 221 «Услуги связи»;
  • расходы на оплату коммунальных услуг (вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО), водоснабжение, газоснабжение, отопление, электроэнергия) – по подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги»;
  • расходы на содержание имущества (вывоз твердых бытовых расходов (ТБО), ремонт, уборка арендуемых помещений) – по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»;
  • комплекс услуг по содержанию имущества по договору, в состав которого включены различного рода по экономическому содержанию услуги (работы) – по статье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

В учете бюджетных учреждений:

При оплате арендодателю стоимости потребленных коммунальных и эксплуатационных услуг в учете сделайте проводки:

Популярное:

  • Кредит европа банк подает в суд Вопросы в разделе "Коллекторы" В 2008 году взяла кредит в банке в сумме 110 000 на 30 мес, выплачивала ежемесячно переводами, 2 раза задержала выплату на 1 день и 1 раз - на 5 дней(вопрос спорный, кто в этом виноват - я или банк, деньги перевели 20.02, а […]
  • Статистика по ст 135 Статистика по ст 135 Навигация по сайту Реклама на сайте 2. Развратные действия (ст. 135) Потерпевшим может быть любое лицо как мужского, так и женского пола, не достигшее 16-летнего возраста. По УК 1960 г. (ст. […]
  • Банкротство юридических лиц очередность Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве Актуально на: 7 августа 2017 г. После того, как должник справится с текущими платежами при банкротстве, он должен будет удовлетворить требования кредиторов, внесенные в реестр требований […]
  • Статья конституции рф 134 Статья 134 Конституции России Текст Ст. 134 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год: Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная […]
  • Исковое заявление в суд третье лицо Заявление о признании третьим лицом Заявление о признании третьим лицом с самостоятельными требованиями относительно предмета спора подается в суд, в котором уже возбуждено гражданское дело. Третье лицо должно иметь интерес в разрешении этого дела в свою […]
  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • Отличие ст131 ук от 132 ук рф Отличия составов преступлений, предусмотренных главой 18 УК РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» Отличия составов преступлений, предусмотренных главой 18 УК РФ «Преступления против половой неприкосновенности и […]
  • 131 гпк практика Обобщение кассационной и надзорной практики по применению статей 134, 135, 136 ГПК РФ Обобщение кассационной и надзорной практикипо применению статей 134, 135, 136 ГПК РФ Возбуждение гражданского дела - это самостоятельная стадия процесса, первое и очень […]
Договор на возмещение коммунальных услуг бюджетным учреждениям