Ч1 и ч2 261 коап рф

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) с комментариями к статьям

Статья 261. . Уничтожение или повреждение лесных насаждений

См. текст наименования в предыдущей редакции

Статья 261 . Уничтожение или повреждение лесных насаждений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 261 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 261 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух с половиной лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 261 дополнена частью 3

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия —

наказывается штрафом в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 261 дополнена частью 4

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от трехсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 261 дополнена примечанием

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей.

1. Рассматриваемое преступление характеризуется высокой степенью общественной опасности, поскольку влечет уничтожение больших массивов лесов, крупных лесных хозяйств; окружающая среда, животный мир в результате уничто-жения или повреждения лесных насаждений терпят огромный ущерб. Нередко вред причиняется собственности граждан (огнем уничтожаются населенные пункты, машины и механизмы, гибнет домашний скот и т.д.), отмечаются случаи гибели людей.
2. Объект преступления — экологическая безопасность и отношения по охране лесных и иных насаждений.
Предмет преступления — лесные и иные насаждения. О содержании этих понятий см. комментарий к ст. 260.
3. Объективная сторона преступления выражается в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений. Преступление может быть совершено путем как действия (например, сброс вредных веществ), так и бездействия (например, несоблюдение правил пожарной безопасности).
Уничтожение означает полное сгорание леса или указанных насаждений либо полное превращение их в сухостой из-за воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и сбросов. Повреждение — это частичное сгорание древесно-кустарниковой растительности, являющейся предметом рассматриваемого преступления, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражения болезнями, вызывающими опадание листвы и повреждение древесины, существенная утрата ее качества в связи с размножением вредителей в загрязненном лесу и т.д.
В законе указан способ совершения преступления — обращение с огнем или иным источником повышенной опасности. Неосторожное обращение с огнем может выражаться как в нарушении общих мер предосторожности (непогашенный костер, выброшенный окурок), так и специальных правил противопожарной безопасности (например, при проведении взрывных работ). Источниками повышенной опасности могут признаваться транспортные средства, электрооборудование, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества и т.д.
4. Преступление считается оконченным с момента уничтожения или повреждения лесных или иных насаждений. Между совершенным деянием и наступлением указанных последствий должна быть причинная связь.
5. С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины.
6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.
7. Уничтожение или повреждение лесов в результате выбросов в атмосферу загрязняющих веществ образует совокуп-ность преступлений, предусмотренных ст. ст. 251 и 261 УК.
8. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены два близких по содержанию правонаруше-ния, в связи с чем возникает необходимость их отграничения от рассматриваемого состава преступления. Так, в ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ говорится о загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными вещест-вами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами, а в ст. 8.32 — о нарушении правил пожарной безопасности в лесах. Таким образом, основное отличие указанных деяний от преступления, предусмотренного ст. 261, заключается в отсутствии уничтожения или повреждения леса как последствия неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.
9. Исходя из способа совершения преступления выделяется квалифицированный состав рассматриваемого преступле-ния. В качестве таковых закон называет: поджог; иной общественно опасный способ; загрязнение; иное негативное воздей-ствие (ч. 2 ст. 261).
Общеопасным способом, помимо поджога, является применение взрывчатых веществ, ядов, дефолиантов, бактерио-логических средств и т.д., которое может привести к уничтожению или повреждению лесных и иных насаждений.
О понятии «загрязнение» см. комментарий к ст. 254.
Иное негативное воздействие на лесные и иные насаждения может произойти в результате применения вредных ве-ществ, отходов, выбросов отбросов. Вредными признаются любые химические, бактериологические, микробиологические вещества, биологические агенты и токсины и пр., способные уничтожить или повредить лесные и иные насаждения. Отходы — остатки производственной деятельности человека, пригодные для дальнейшего использования в каких-либо целях; выбро-сы — выпуск (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ и отходов производства; отбросы — негодные к дальнейшему исполь-зованию остатки производства.
10. В отличие от ч. 1 ст. 261 квалифицированный состав рассматриваемого преступления совершается умышленно. Ограничение вины только косвенным умыслом, как делается некоторыми авторами, не вытекает из сути преступления и его законодательной характеристики.

Ч1 и ч2 261 коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 2.6.1 КоАП РФ. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 2.6.1 КоАП РФ. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник ( владелец ) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 2.6.1 КоАП РФ , судебная практика применения

Презумпция виновности – обязанность доказывания собственником невиновности

Собственник (владелец) транспортного средства в случае несогласия с вынесенным в отношении него постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления, может быть освобожден от административной ответственности, при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ, примечание к статье 1.5 КоАП РФ ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства, не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ , в совокупности (См. п. 1.3. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Административная ответственность юридического лица; подведомственность спора – суд общей юрисдикции (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 10. Возможно ли привлечение юридического лица к административной ответственности за административное правонарушение в области дорожного движения, совершенное водителем, управляющим принадлежащим юридическому лицу транспортным средством, при условии, что такое правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи?

Какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — подведомственно рассмотрение дел по жалобам юридических лиц на постановления о привлечении их к административной ответственности за административное правонарушение в области дорожного движения?

Ответ: …юридические лица могут выступать субъектом правонарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП), поскольку в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП указан специальный субъект ответственности (собственник транспортного средства), на котором лежит обязанность по доказыванию своей невиновности, а исходя из положений ст. 213 ГК транспортные средства могут находиться как в собственности физических, так и юридических лиц.

Кроме того, судам при рассмотрении жалоб на постановления о привлечении юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения необходимо учитывать, что ч. 3 ст. 30.1 КоАП в системной связи с п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности, если это не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности, что в свою очередь свидетельствует о необходимости в каждом конкретном случае суду, рассматривающему дело, определять характер спорного правоотношения.

Учитывая, что объективная сторона правонарушений, предусмотренных в главе 12 КоАП, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о безопасности дорожного движения, рассмотрение жалобы на постановление административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности за административное правонарушение в области дорожного движения (глава 12 КоАП) относится к подведомственности суда общей юрисдикции» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, извлечение)

Технические средства фиксации — фото- и киносъемки, видеозаписи. Данные о характеристиках приборов (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 11: Какие технические средства, перечисленные в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ, могут быть признаны судом надлежащими доказательствами в ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности собственников транспортных средств за административные правонарушения в области дорожного движения?

Ответ: Частью 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Таким образом, фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи является одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении в деятельности Госавтоинспекции допускается применение технических средств:

— измерения скорости движения транспортных средств;
— измерения концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе;
— диагностики технического состояния и параметров автотранспортных средств;
— диагностики состояния автомобильных дорог.

Вышеуказанные технические средства на основании Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» поверяются органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с методиками испытаний. Методики поверочных испытаний утверждаются при внесении конкретного типа прибора в Государственный реестр средств измерений, что подтверждается сертификатом об утверждении типа средства измерения.

Периодичность проведения поверки данных приборов отражена в «Описании типа средства измерения», которое рекомендовано к утверждению решением Научно-технической комиссии по метрологии и измерительной технике Госстандарта России (протокол N 1 от 30 января 2001 г.) и является неотъемлемой частью сертификата об утверждении типа средства измерения.

Необходимые технические характеристики прибора, а также наименование и номер документа на методику поверки определены в «Описании типа средства измерения». Факт выдачи свидетельства о поверке является подтверждением технических характеристик прибора и пригодности его к применению.

Данные, содержащиеся в технических характеристиках прибора и свидетельствах о поверке, в порядке, предусмотренном ст. 26.10 КоАП РФ , могут быть истребованы в подразделениях Госавтоинспекции судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года», утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008, извлечение)

Ч1 и ч2 261 коап рф

В большинстве случаев возгорания в лесу происходят в результате нарушения мер безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение возгораний в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей, а также другими факторами.

21 июля 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу со 02 августа 2014 года.

Указанным Федеральным законом предусмотрена редакция ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), устанавливающая административную ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а также редакция ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), предусматривающая уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений.

В редакции ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот рублей до трех тысяч рублей, на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Более высокие размеры штрафов установлены чч. 2, 3,4 ст. 8.32 КоАП РФ, предусматривающими ответственность указанных лиц за отдельные виды правонарушений, имеющих повышенную опасность.

Частью 2 ст. 8.32 КоАП РФ установлена ответственность за выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Что касается уголовной ответственности за нарушение противопожарных правил в лесах, то она предусмотрена ст. 261 УК РФ.

Согласно примечанию к указанной статье, крупным ущербом в данной статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, превышает пятьдесят тысяч рублей.

В настоящее время размер причиненного ущерба рассчитывается согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 806) «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Части 1 и 3 действующей ст. 261 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом, либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.

Наиболее строгим видом наказания по ч. 1 ст. 261 УК РФ предусматривается лишение свободы на срок до трех лет.

За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности, повлекшее причинение крупного ущерба, виновному лицу по ч. 2 ст. 261 УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия, повлекшее причинение крупного ущерба, наказывается по ч. 4 ст. 261 УК РФ штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо без такового.

Статья 261 УК РФ. Уничтожение или повреждение лесных насаждений

Новая редакция Ст. 261 УК РФ

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Статье 261 УК РФ

1. Общественная опасность уничтожения (повреждения) лесных и иных насаждений заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении ущерба лесным массивам и насаждениям, не входящим в лесной фонд.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной состав преступления, описывающий общественно опасные деяния, относящиеся к категории неосторожных преступлений небольшой тяжести. Часть 2 коммент. статьи определяет квалифицированный состав преступления, описывающий умышленные общественно опасные деяния, относящиеся к категории тяжких преступлений, и неосторожные деяния, выражающие преступления средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством лесов, иных насаждений, не входящих в лесной фонд; экологическое состояние лесного массива и прочих насаждений. Дополнительные объекты — экологическое равновесие и жизнеспособность отравляемых и загрязняемых продуктами сгорания атмосферы и водных источников, уничтожаемой флоры и фауны, подвергающейся эрозии почвы. Факультативными объектами можно считать экологическое состояние других объектов природы, могущих пострадать в результате посягательства на основной объект, например водных источников, находящихся за пределами зоны бедствия; сельскохозяйственного производства и т.д.

3. Предметом посягательства признается собственно лесной массив, иные насаждения.

3.1. Лес — все многообразие насаждений на определенной территории в своем естественном состоянии (на корню) в совокупности с населяющими ее другими компонентами природной среды (подробнее см. п. 4 коммент. к ст. 260).

3.2. Насаждения, не относящиеся к лесным насаждениям, — естественная или посаженная, единичная или групповая древесно-кустарниковая растительность и лианы, не вошедшие по своим эколого-хозяйственным свойствам в категорию лесных насаждений.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия или бездействия — уничтожении или повреждении лесных и (или) иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, либо поджога, либо иным общеопасным способом, а равно в результате загрязнения или иного негативного воздействия. Перечисленные способы предполагают активное преступное поведение виновного лица. Наряду с этим возможны случаи, например, небрежного отношения к эксплуатируемому источнику повышенной опасности со стороны ответственного по службе лица, в результате бездействия которого возникает пожар или загрязнение лесного массива.

5. По законодательной конструкции составы преступления являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент наступления хотя бы одного из следующих общественно опасных последствий: а) уничтожения объектов природы; б) их повреждения. Должна быть установлена прямая причинно-следственная связь между деянием виновного лица и наступившим материальным общественно опасным последствием.

5.1. Уничтожение — полное истребление (прекращение существования) лесных и (или) иных насаждений вследствие ненадлежащего обращения с огнем или источником повышенной опасности либо в результате другого общеопасного воздействия.

5.2. Повреждение — прекращение роста насаждений вследствие совершения виновным лицом указанных общественно опасных деяний (подробнее см. п. 6.3 коммент. к ст. 260).

6. Обязательными признаками при квалификации общественно опасного деяния как преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, являются средства его совершения — огонь или источник повышенной опасности, а также способ его совершения — небрежное обращение с указанными средствами. Для квалификации деяния как преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, обязательно наличие одного из способов его совершения: а) поджога; б) иного общеопасного способа (например, применения взрывчатых, химических веществ); в) загрязнения или иного негативного воздействия (вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами).

6.1. Источник повышенной опасности — деятельность повышенной вероятности причинения вреда, связанная с эксплуатацией или использованием объектов, полный контроль за которыми со стороны человека невозможен. Эта деятельность, как правило, соединена с использованием транспортных средств, оборудования в рабочем состоянии, токов высокого напряжения, сильнодействующих ядовитых и других веществ.

6.2. Поджог лесных (и иных) насаждений — умышленное общественно опасное, противоправное, виновное действие какого-либо лица, приведшее к выгоранию лесной подстилки (продуктов разложения опавших листьев, хвои, мелких веток, кусков коры и т.п.), травы и кустарников, подроста и подлеска, торфяного подземного слоя и корней растений (низовой пожар) или древостоя (верховой пожар).

7. Уничтожение или повреждение лесных и (или) иных насаждений может быть вызвано несоблюдением, невыполнением каких-либо иных, помимо противопожарных, нормативных указаний, например санитарных правил.

8. Правила пожарной безопасности — комплекс обязательных для всех юридических и физических лиц положений, устанавливающих порядок соблюдения требований, норм и стандартов, направленных на предотвращение пожаров. Основным документом данного комплекса являются Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.09.1993 N 886 (в ред. от 27.12.1994) .
———————————
САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3612; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190.

8.1. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах несут лица: а) осуществляющие руководство работами на участках лесного фонда или объектах; б) ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу; в) обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом (см. п. 2 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации).

9. При определении размера ущерба, нанесенного поджогом, следует учитывать стоимость выращивания новых лесных культур или молодняка естественного происхождения взамен погибших, стоимость работ по очистке территории, расходы по тушению пожара. Размер взыскания за причиненный ущерб исчисляется в соответствии со специальными таксами (см. таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 388), а также по фактическим затратам на компенсацию ущерба с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

10. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, характеризуется виной в форме преступного легкомыслия или небрежности. В первом случае виновное лицо предвидит возможность наступления реального вреда природным объектам в результате своей общеопасной деятельности, но без достаточного к тому основания самонадеянно рассчитывает на его предотвращение, например, при использовании на территории леса оборудования без искрогасителя. Во втором случае это лицо не предвидит возможности наступления вреда объектам природы, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть. Примером тому служит преступно небрежное разжигание костра в лесу.

10.1. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, характеризуется виной в форме умысла или (в некоторых случаях) неосторожности.

11. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются лесные и иные насаждения.

Не относятся к предмету преступления деревья и кустарники, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, а также в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, являющихся продукцией товарного производства или имуществом. Уничтожение или повреждение такой древесно-кустарниковой растительности является общественно опасным деянием против собственности и при наличии признаков состава преступления квалифицируется по ст. ст. 167 или 168 УК РФ.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1, состоит из деяния в виде неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, последствий в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений и наличия причинной связи между ними.

3. Неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности может, в частности, заключаться в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, в эксплуатации технических устройств с неустраненными дефектами (например, использование в лесу трактора без искрогасителя, оставление без присмотра непогашенных печей, костров либо невыключенных электроприборов, газовых горелок и т.п.).

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3, выражается в умышленном уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.

Статья 8.31 КоАП РФ. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (действующая редакция)

1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.31 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 98 ЛК мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса регламентируются санитарными правилами, утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, федеральным органом управления лесным хозяйством является МПР России.

Санитарные правила о лесах РФ утверждены Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10 (в ред. Приказа Рослесхоза от 24 декабря 1998 г. N 214). См. п. 6, 7 комментария к ст. 8.24 КоАП.

Соблюдение санитарных правил в лесах является одной из обязанностей лесопользователя, установленных ст. 83 ЛК.

О статусе санитарных правил см. комментарий к ст. 6.3. О статусе лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, см. п. 1, 2 комментария к ст. 7.9, п. 1, 3 комментария к ст. 8.24.

2. Лесопользователь обязан вести работы способами, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов.

Деятельность лесопользователя не должна оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду, данная обязанность лесопользователя предусмотрена ст. 83, 86, 101 ЛК.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом МПР России с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения лесхоза, относящегося к системе МПР России.

В данном разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей природной среды.

В случае, если выполнение этих работ связано с рубками, вышеуказанный лесхоз выписывает лесорубочный билет.

Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.

3. Согласно ст. 92 ЛК леса подлежат защите от вредителей и болезней леса.

Защита лесов осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством, базами авиационной охраны лесов и другими организациями МПР России.

Общие обязанности лесопользователей и граждан по предотвращению загрязнения лесов и иных негативных последствий предусмотрены ЛК, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также иными законами и подзаконными актами. Согласно ст. 86 ЛК граждане обязаны, в частности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур и засорение лесов.

Административно-правовой охране лесов от загрязнения подлежат леса, входящие в лесной фонд, а также не относящиеся к нему.

Предотвращение вредоносного воздействия на леса обеспечивается и лицензированием отдельных видов деятельности, осуществление которых может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежат, в частности, деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов, а также деятельность по обращению с опасными отходами.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами соискатель лицензии представляет в МПР России или его территориальный орган наряду с другими документами экологическое обоснование осуществления указанной деятельности.

О понятии опасных отходов см. п. 1 комментария к ст. 8.2. О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами см. п. 5 комментария к ст. 8.2. О понятии загрязняющего вещества см. п. 1 комментария к ст. 8.22.

4. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территории лесопарковых, лечебно-оздоровительных зон. Указанным Федеральным законом установлены, в частности, требования по размещению, хранению, захоронению и использованию отходов. Общие требования к лесопользователям, направленные на предотвращение повреждения леса, определены ст. 83, 86, 101 ЛК.

Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 694), под указанными бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, использования крупногабаритных предметов домашнего обихода, нецентрализованной канализации и др.).

При причинении указанного вреда нарушитель — гражданин или юридическое лицо — обязан его возместить (см. ст. 85, 111 ЛК, а также комментарий к ст. 4.7 КоАП).

5. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Разделение указанных лесов на категории защитности предусмотрено ст. 56 ЛК.

6. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, выражаются в указанных противоправных действиях лесопользователей, а также граждан и юридических лиц, не наделенных правомочиями лесопользователя, например при пользовании участками лесного фонда, а также участками, не входящими в лесной фонд, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Выявление фактов систематического (более двух раз) загрязнения лесов является основанием принудительного прекращения права лесопользования.

7. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами квалифицируется как преступление (ч. 2 ст. 261 УК).

8. Помимо должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, указанных в п. 9 комментария к ст. 8.24, дела о правонарушениях, определенных ч. 2, 3 комментируемой статьи, вправе также рассматривать должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. п. 2 комментария к названной статье).

Популярное:

  • Уголовный кодекс 186 Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 66-ФЗ в наименование статьи 186 внесены изменения Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или […]
  • Ст327 ук рф В часть 3 статьи 327 УК РФ "Использование заведомо подложного документа " внесены изменения Часть 3 статьи 327 УК РФ (Абзац в ред. Федеральных законов от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ; от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ); (Часть в ред. Федерального закона от 8 декабря […]
  • Статья 286 ч1 ук рф Статья 286. Превышение должностных полномочий Статья 286. Превышение должностных полномочий См. комментарии к статье 286 УК РФ О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий см. постановление […]
  • Привлечение к ук ст 159 ч4 Статья 159. Мошенничество Статья 159. Мошенничество См. комментарии к статье 159 УК РФ О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 Информация об […]
  • Может ли администрация заключить договор с физическим лицом Физическое лицо, не являясь ИП, оказывает регулярно клининговые услуги организации (общая система налогообложения) на основе гражданско-правового договора. Организация выступает налоговым агентом и перечисляет НДФЛ в налоговый орган. Учитываются ли выплаты […]
  • Нк рф п 2 ст 286 Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей 1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса. 2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 […]
  • Государственное обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих Статья 5. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 165-ФЗ наименование статьи 5 настоящего Федерального закона изложено в […]
  • Статья 5 фз о спорте Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в РФ Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 ноября […]
Ч1 и ч2 261 коап рф