Безвестное отсутствие алименты

Неплательщика алиментов можно будет признать безвестно отсутствующим

Если в течение года со дня получения последних сведений о должнике не установлено место его нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, должен проинформировать взыскателя о безрезультатности своих действий и разъяснить взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим (Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

Напомним, что семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие удостоверено в суде (ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). А если кормилец признан безвестно отсутствующим, то заявители могут претендовать на получение соответствующей пенсии, что позволит получать детям пенсию по случаю потери кормильца в тех случаях, когда должник по алиментным обязательствам безвестно отсутствует.

Отметим, что в первоначальной редакции проекта закона планировалось установить, что в указанной ситуации исполнительный лист будет возвращаться взыскателю.

Кроме того, дополнен перечень случаев, в которых судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство. Речь идет о признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и содержании в исполнительном листе требования о взыскании госпошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, которая была признана безнадежной к взысканию.

Розыск по алиментам

Лицо, обязанное уплачивать алименты на содержание ребенка, но имеющее задолженность по их уплате, может быть объявлено в исполнительный розыск. Основанием для начала разыскных мероприятий является постановление судебного пристава, ведущего исполнительное производство по взысканию алиментов, подписанное старшим должностным лицом территориального подразделения Управления ФССП.

Инициировать поиск должника по алиментам судебный пристав-исполнитель имеет право как самостоятельно (при наличии на то обстоятельств), так и по заявлению взыскателя исполнительного производства. Действия, направленные на установление местонахождения должника, проводятся как на территории России, так и в иностранных государствах приставами, наделенными особыми разыскными полномочиями — так называемыми разыскными группами.

Согласно ст. 65 федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный розыск неплательщика по алиментам — это комплекс мер по розыску алиментщика, а также принадлежащего ему имущества, должностным лицом — судебным приставом-исполнителем, наделенным разыскными полномочиями.

Основания для объявления алиментщика в розыск

Основаниями для принятия мер по установлению местонахождения должника по алиментам и его имущества являются:

  • уклонение лица от возложенного обязательства по уплате алиментов;
  • наличие алиментной задолженности в размере свыше 10 000 рублей;
  • отсутствие телефонного контакта должника с судебным приставом-исполнителем или взыскателем;
  • отсутствие нахождения неплательщика по месту жительства (регистрации);
  • увольнение или сокращение с известного ранее места трудоустройства без сообщения нового рабочего места.

При наличии вышеуказанных обстоятельств в совокупности взыскатель вправе обратиться в отделение ФССП к приставу, ведущему исполнительное производство, с заявлением об объявлении неплательщика в розыск.

Как подать в розыск должника по алиментам?

Суть объявления в розыск должника по алиментам гораздо шире, нежели изначально можно себе представить, и заключается в:

  • установлении фактического местонахождения лица, несущего алиментные обязательства;
  • определении местонахождения его имущества, на которое впоследствии можно наложить арест для обеспечения выполнения требований исполнительного документа;
  • реализации обязанности судебного пристава личного уведомления должника (под роспись) о возможном его привлечении к административной и уголовной ответственности за неуплату алиментов (в соответствии со ст. 5.35.1 КоАП РФ, ст. 157 УК РФ).

Последний пункт требует дополнительного пояснения. Если неплательщик не выходит на контакт и неизвестно его фактическое пребывание, то исполнительные действия не смогут зайти далеко. Согласно закону, привлечь должника к крайним мерам ответственности (административной и уголовной) должностное лицо вправе только после неоднократного личного предупреждения уклониста под роспись о возможном привлечении к ответственности и получения от него объяснения по факту неуплаты (часть XI «Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов», утвержденных Минюстом РФ 19.06.2012 № 01-16).

Поэтому для действенной работы судебного пристава по взысканию алиментного долга необходимо установление места пребывания должника и его имущества, что зачастую невозможно без предварительного проведения разыскных мероприятий.

Если меры по розыску не приняты судебным приставом-исполнителем самостоятельно, взыскатель алиментов при наличии на то законных оснований имеет право самостоятельно обратиться к должностному лицу и подать заявление о розыске должника по алиментам в порядке п. 3 ст. 65 федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Порядок подачи заявления следующий:

  1. Убедиться, что сумма задолженности превышает 10000 рублей;
  2. Обратиться в приемный день в территориальный отдел Управления ФССП по месту возбуждения исполнительного производства и передать заявление должностному лицу, ведущему дело, поставив на своем экземпляре отметку о принятии документа (дату и подпись лица, получившего заявление).
  3. Если нет возможности личного посещения районного отделения ФССП, можно направить заявление по почте заказным письмом.

Образец заявление на розыск должника по алиментам

Образец заявления об объявлении должника в розыск можно посмотреть здесь.

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙

Старшему судебному приставу
Советского районного отдела УФССП
по г. Брянску В.А. Кашутину
г. Брянск, ул. Калинина, д.38, 241050

взыскателя А.О. Войтович
г. Брянск, ул. Березина, 30-22,
конт./тел. хх-хх-хх

Заявление об объявлении должника в исполнительный розыск

В производстве судебного пристава-исполнителя А.Б. Коршунова находится исполнительное производство в отношении гр. Войтовича И.Д., предмет исполнения — взыскание алиментов в пользу несовершеннолетних детей: Войтовича Д.И., 16.05.2005 г.р., Войтовича А.И., 14.04.2009 г.р.

С января 2017 года плательщик Войтович И.Д. перестал производить алиментные перечисления на мой банковский счет, не отвечает на звонки, с места работы (ООО «СтарГласс») уволился без предупреждения.

Обратившись по данным фактам к должностному лицу, ведущему мое исполнительное производство, стало известно, что администрация места трудоустройства Войтовича И.Д. в нарушение законодательства не сообщила об увольнении алиментоплательщика. Также пристав Коршунов А.Б. сообщил, что на телефонные звонки должник не отвечает, по месту проживания отсутствует.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 65 закона «Об исполнительном производстве», в случае, когда предпринятыми исполнительными действиями не удалось установить местонахождение должника или его имущества, по требованиям о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель самостоятельно или по заявлению взыскателя объявляет розыск должника или его имущества.

— На основании изложенного, руководствуясь ст. 50, 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ

Прошу:

  1. Объявить в исполнительный розыск должника, Войтовича Игоря Дмитриевича, 30.12.1979 г.р.;
  2. Направить мне, как стороне-взыскателю, копию постановления об объявлении розыска.

«___» ___________ 2017 г. ______________ А.О. Войтович

Объявление в розыск должника по алиментам

При получении заявления от взыскателя судебный пристав в трехдневный срок с момента его поступления должен вынести соответствующее постановление и начать связанные с ним исполнительные действия.

Копия постановления об установлении местонахождения должника и его имущества в обязательном порядке направляется также сторонам алиментного производства (неплательщику и взыскателю алиментов) в течение суток с момента его утверждения.

В соответствии с постановлением разыскные мероприятия могут проводиться:

  • по месту возбуждения исполнительного производства;
  • по последнему известному месту жительства или месту пребывания неплательщика;
  • по местонахождению принадлежащего должнику имущества.

Если уклоняющийся от выплаты алиментов родитель ранее не привлекался к ответственности за их неуплату, постановление об исполнительном розыске может одновременно содержать пункты:

  • о временном ограничении пользования специальным правом — т.е. ограничение действия водительского удостоверения на все виды транспорта (согласно ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • о временном ограничении на выезд должника за границу (согласно ст. 67 Закона «Об исполнительном производстве»).

Розыск должников по алиментам ФССП

Непосредственными разыскными мероприятиями занимаются должностные лица — судебные приставы-исполнители отделов по розыску Управлений ФССП, в полномочия которых входят:

  1. Запрашивание информации о должнике из банков данных разыскной и справочной информации.
  2. Получение и обработка персональных данных (в том числе о неплательщике и его имуществе).
  3. Проверка документов, удостоверяющих личность.
  4. Проведение обследования зданий и помещений, а также транспортных средств лиц, находящихся в розыске.
  5. Изучение любой документации, принадлежащей искомому лицу.
  6. Проведение опросов.
  7. Использование распространения сведений о должнике и его розыске в средствах массовой информации (в том числе в открытом доступе на сайтах в сети «Интернет»).
  8. Направление запросов в сотрудничающие с ФССП органы власти:
    • Пенсионный фонд РФ (ПФР);
    • банки и иные кредитные организации;
    • органы внутренних дел (ОВД) — ГИБДД, УМВД;
    • органы регистрации прав собственности и недвижимости;
    • налоговые органы;
    • таможенные органы и т.п.

Если должник найден на территории действия полномочий отдела службы ФССП, меры воздействия на него продолжаются по месту обнаружения.

Если же место пребывания искомого лица выявляется за пределами территориальных полномочий должностных лиц, исполнительное производство перенаправляется судебным приставам по месту фактического нахождения должника. Спор между подразделениями об осуществлении исполнительных действий запрещен законодательством.

Срок розыска должника по алиментам

Нередко случается так, что разыскными мероприятиями местонахождение должника и его имущества может не быть установлено годами. Как следствие — выплаты по алиментам отсутствуют, взыскатель и ребенок остаются ни с чем, так как по действующим сейчас законам не имеют права ни на какие льготы и пособие не получающим алименты со стороны государства. Конечно, это как минимум несправедливо, более того — это нарушение права ребенка на получение содержания для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

В связи с назревшей имеющейся проблемой Минюст России разработал законопроект «О внесении изменений в статью 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч. 1 статьи 278 ГПК РФ», касающийся усовершенствования розыска «уклонистов» от алиментных выплат. Проект нового закона, который уже был одобрен Правительством, предлагает:

  1. По истечении года безуспешных исчерпывающих разыскных действий закрывать (оканчивать) исполнительное производство и возвращать исполнительный документ взыскателю.
  2. Разъяснять взыскателю его право и порядок последующего обращения в районный (городской) суд с иском о признании должника по алиментам безвестно отсутствующим или умершим.

Данный статус неплательщика — «безвестное отсутствие» или «признание умершим» — наделяет взыскателя алиментов правом получения пенсии по потере кормильца в пользу ребенка, размер которой с 1 апреля 2017 года составляет 5034,25 руб. (что сопоставимо с размером невыплачиваемых алиментов).

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности, оценив эффективность предложенных мероприятий, подтвердила, что он не содержит существенных противоречий и имеет шанс на принятие в виде федерального закона. Однако некоторые эксперты-адвокаты придержались иного мнения: несмотря на то, что такая мера, несомненно, станет хорошим подспорьем алиментополучателям, она приведет к злоупотреблению со стороны должников, которые в итоге освободятся от всех имеющихся денежных обязательств, в буквальном смысле переложив их на «плечи» государства и российских граждан-налогоплательщиков.

Обнаружение должника в ходе разыскных мероприятий

После обнаружения неплательщика пристав-исполнитель имеет возможность лично предупредить его об обязанности уплаты алиментного долга и текущих платежей в пользу ребенка (детей), а в случае невыполнения установленного требования — применить дальнейшие меры принудительного исполнения:

  • административные:
    • обращение взыскания на имущество и денежные средства;
    • обязательные работы;
    • административный арест;
  • уголовные:
    • исправительные работы;
    • принудительные работы;
    • арест или лишение свободы.

Однако необходимо учитывать, что практика применения уголовных санкций в отношении должников по алиментам в рамках ст. 157 УК РФ неширока, и предпочтение всегда отдается административной преюдиции — т.е. максимальному использованию мер административного воздействия на должников и побуждение их к оплате образовавшегося долга.

Безвестное отсутствие как основание получения денежного содержания на ребенка

Нередки случаи, когда в рамках исполнительного производства о взыскании алиментных платежей место нахождения должника и его имущества невозможно установить, несмотря на проведение комплекса разыскных мероприятий. Зачастую неплательщики находятся в розыске долгое время, разыскные дела прекращаются в связи с выполнением всех исполнительно-разыскных мероприятий, а конечная цель – получение денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка – не достигается. Однако такая ситуация хоть и сложная, но не безнадежная. Расскажем, как и какой правовой институт поможет найти выход из создавшегося положения.

Безвестно отсутствующий как умерший кормилец

В 2016 году в территориальных органах ФССП России находилось 111 719 дел по розыску должников по алиментным обязательствам, место нахождения которых установлено только в 55 760 случаях. В рамках 47 047 разыскных дел на 01.01.2017 адрес неплательщиков остался неизвестным.

Ситуация, когда должника по алиментам найти не удается, по нашему мнению, может быть преодолена. В этом случае для обеспечения прав несовершеннолетних на денежное содержание можно использовать институт признания гражданина (в том числе должника по исполнительному производству) безвестно отсутствующим.

Согласно ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При этом последствия признания лица безвестно отсутствующим определяются соответствующим законодательством.

В целях обеспечения несовершеннолетнего ребенка необходимыми денежными средствами интерес представляют прежде всего положения законодательства о социальном обеспечении, которое связывает с указанным юридическим фактом возникновение права на установленные государством меры поддержки.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст. 10) предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

К указанным нетрудоспособным членам семьи в силу положений ст. 2, 54, 80 Семейного кодекса Российской Федерации относятся, в частности, несовершеннолетние дети, которых родители обязаны содержать до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

При этом семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть вступившим в законную силу судебным актом.

Пенсии по случаю потери кормильца

Для отдельных категорий граждан федеральным законодательством установлены и иные (кроме обозначенной) меры материальной поддержки в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим (например, ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т. д.).

Законодательство о социальном обеспечении ряда субъектов Российской Федерации также определяет отдельные меры материальной поддержки. Так, ст. 13 Социального кодекса Волгоградской области от 31.12.2015 № 246-ОД предусматривает выплату ежемесячного пособия на ребенка одинокого родителя, мать которого признана безвестно отсутствующей.

Таким образом, признание должника, обязанного по исполнительному производству уплачивать алиментные платежи на содержание несовершеннолетнего ребенка, безвестно отсутствующим влечет за собой возникновение у указанного ребенка права на получение пенсии по потере кормильца, а также иных установленных федеральным и региональным законодательством выплат.

Правовое регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2011 № 299-О-О, направлено на обеспечение социальной защиты указанных лиц, гарантирует назначение им пенсии по случаю потери кормильца на тех же условиях и в тех же размерах, что и для членов семьи умершего кормильца.

При этом безвестное отсутствие кормильца, удостоверенное в предусмотренном гражданским законодательством порядке, обусловливает создание юридического механизма, обеспечивающего определенность правового положения иждивенцев такого лица.

Подтверждение юридического факта – факта безвестного отсутствия должника – обеспечивает действительное восстановление права ребенка на получение денежного содержания (хотя и из иных источников).

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим осуществляется судом. Рассматриваются гражданские дела данной категории районными судами в порядке особого производства (глава 30 ГПК РФ).

Анализ судебных актов, вынесенных по результатам разбирательства дел указанной категории, показывает, что предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим охватывает определение судом следующих обстоятельств:

–установление места жительства должника;

–отсутствие его в этом месте жительства и сведений о его месте пребывания в течение года;

–принятие заявителем мер по его розыску;

–невозможность установления места нахождения данного гражданина;

–наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим;

–наличие обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться.

Таким образом, основными данными, определяющими исход судебного разбирательства, являются результаты проведенных в отношении лица, признаваемого безвестно отсутствующим, разыскных мероприятий, в ходе которых собственно и устанавливаются все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу.

Вместе с тем в настоящее время в судебной практике нет единого подхода к вопросу о том, материалы какого именного государственного органа, проводившего разыскные мероприятия, являются достаточными для установления всех обстоятельств по делу.

Так, полномочия по розыску лиц, сведения о месте пребывания которых отсутствуют, сейчас имеются:

–у судебных приставов-исполнителей в отношении должников по исполнительным производствам, в том числе по алиментным обязательствам (ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);

–должностных лиц органов внутренних дел (согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на органы полиции возлагаются обязанности также по осуществлению розыска лиц, пропавших без вести).

В связи с этим в одних случаях суды признают достаточным комплекс исполнительно-разыскных мероприятий, проводимых судебным приставом-исполнителем в порядке ст. 65 Закона № 229-ФЗ, в других случаях судами принимаются решения об отказе в удовлетворении требований именно по причине того, что розыск осуществлялся не должностными лицами органов внутренних дел.

Например, Апелляционным определением Омского областного суда по делу № 33-273/2016 признано законным решение суда нижестоящей инстанции, которым должник по алиментным обязательствам был признан безвестно отсутствующим. При этом суд посчитал, что материалы, собранные в рамках разыскного дела, заведенного судебным приставом-исполнителем, являются достаточными для принятия положительного решения.

Решением Ленинского районного суда Волгоградской области от 16.01.2017 по делу № 2-65/2017 признан безвестно отсутствующим должник по исполнительному производству о взыскании алиментных обязательств, в отношении которого 23.03.2015 судебным приставом-исполнителем было заведено разыскное дело. При оценке доказательств судом указано на достаточность материалов, собранных в рамках исполнительно-разыскных мероприятий.

В другом случае Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 30.09.2016 по делу № 33-13353/2016 в удовлетворении требований о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим отказано. При этом суд отметил, что факт нахождения лица в федеральном розыске материалами дела не подтверждается (хотя в силу ч. 2 ст. 65 Закона № 229-ФЗ объявление розыска должника по исполнительному производству является основанием для осуществления такого розыска на всей территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств. То есть исполнительный розыск как раз является федеральным розыском); нахождение должника в розыске по исполнительному производству, отсутствие сведений о его месте нахождения по месту его регистрации бесспорно о его безвестном исчезновении не свидетельствуют.

Отказывая в удовлетворении аналогичных требований, Верховный суд Республики Татарстан (Апелляционное определение от 25.04.2016 по делу № 33-7484/2016) указал на то, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 3-ФЗ на полицию возлагаются обязанности осуществлять розыск лиц, пропавших без вести. В данном случае розыск должника компетентным органом не производился. Служба судебных приставов не является уполномоченным органом, наделенным правом по розыску безвестно отсутствующих лиц.

С положениями о том, что в рамках розыска, осуществляемого органами МВД России, проводятся более широкие мероприятия, чем в рамках исполнительного розыска, осуществляемого ФССП России, невозможно согласиться.

Если проанализировать положения ст. 65 Закона № 229-ФЗ и ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (определяющей полномочия органов МВД России в сфере розыска лиц), то можно прийти к выводу о том, что перечень мероприятий по данной категории розыска ничем не отличается. Полномочия МВД России в сфере оперативно-разыскной деятельности более расширены только за счет мероприятий, связанных с криминальным розыском, которые не применимы в рамках установления безвестно отсутствующих лиц.

Следовательно, и МВД России, и ФССП России при установлении безвестно отсутствующих лиц используют один и тот же набор разыскных мероприятий.

Как следует из положений ст. 42 ГК РФ, с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим может обратиться заинтересованное лицо. Под указанным заинтересованным лицом понимается взыскатель по исполнительному производству, для которого и наступят правовые последствия в виде права на получение мер государственной поддержки в связи с признанием должника безвестно отсутствующим.

Защитит ли права ребенка пристав-исполнитель?

Согласно положениям ст. 45, 46 ГПК Российской Федерации с указанным заявлением в защиту прав несовершеннолетнего ребенка может обратиться прокурор, а также орган опеки и попечительства.

Несмотря на то что одной из непосредственных задач, выполняемых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, в том числе о взыскании алиментных платежей, является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 2 Закона № 229-ФЗ), указанному должностному лицу право на обращение в суд с подобным заявлением не предоставлено. В случае обращения судебного пристава-исполнителя с указанным заявлением в рамках исполнительного производства судами выносятся определения об отказе в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ в связи с тем, что предъявлять заявление в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица представителям государственных органов не предоставлено такое право.

Вместе с тем именно судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства совершает все действия, направленные на установление места нахождения должника, обладает всем объемом информации об указанном лице и, как никто другой, может дать полную и объективную картину обстоятельств, подтверждающих факт безвестного отсутствия должника.

Поэтому предоставление судебному приставу-исполнителю права на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим в целях обеспечения защиты прав несовершеннолетнего ребенка на получение материального содержания полностью соответствует задачам исполнительного производства, закрепленным в ст. 2 Закона № 229-ФЗ.

Кроме того, возложение на взыскателя – частное физическое лицо – обязанности доказывания факта безвестного отсутствия должника в суде выглядит не совсем обоснованно еще и по следующим причинам.

Как уже было указано, основным доказательством, учитываемым судом при установлении факта безвестного отсутствия должника, является результат, в том числе полнота проведенных разыскных мероприятий. Функции розыска лиц относятся к компетенции публичных органов государственной власти – ФССП России и МВД России. В рамках реализации данных полномочий по розыску лиц указанные органы самостоятельно определяют методику и тактику проведения тех или иных разыскных мероприятий, их объем с точки зрения достаточности для достижения конечного результата – установления места пребывания разыскиваемого лица.

То есть взыскатель не имеет права давать указанным органам обязательных для исполнения указаний о совершении тех или иных разыскных действий, определять ход указанных мероприятий либо самостоятельно совершать исполнительно-разыскные или оперативно-разыскные действия. Однако в суде при предъявлении факта безвестного отсутствия должника он обязан доказать именно полноту совершения указанных разыскных действий (которые он не совершал, не мог в силу закона совершать и не мог влиять на их исход и результаты).

Фактически частное лицо перед одним государственным органом – судом обязано доказать полноту действий, совершенных другим государственным органом, – ФССП России или МВД России.

Возложение данной функции на указанные органы публичной власти позволило бы исключить ситуацию, когда частное лицо в вопросах доказывания ставилось бы в зависимость от результатов деятельности, влиять на которую оно не имеет возможности.

Таким образом, несмотря на все имеющиеся проблемы, связанные с правовым регулированием института признания гражданина безвестно отсутствующим, уже в настоящее время имеется возможность получения средств на содержание ребенка даже в том случае, если должник по исполнительному производству о взыскании алиментных обязательств отсутствует.

Вместе с тем если институт признания гражданина безвестно отсутствующим существовал бы в более завершенном виде, то это способствовало бы наделению судебного пристава-исполнителя полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании должника по исполнительному производству, место нахождения которого не установлено, безвестно отсутствующим. Кроме того, появилась бы возможность признавать результаты исполнительного розыска, осуществляемого в рамках ст. 65 Закона № 229-ФЗ, достаточными для установления обстоятельства безвестного отсутствия должника.

Кто платит алименты за безвестно отсутствующим?

Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту!

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года. Порядок признания безвестно отсутствующим подразумевает, что: Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Самое важное – это понимание того, кто попадает под действие данного закона и может претендовать на получение пенсии по потере кормильца. Поэтому давайте разберемся, кого закон считает иждивенцами. Прежде всего, это люди, которые целиком и полностью материально зависимы от кого-либо, то есть находятся на полном материальном обеспечении человека. В первую очередь это дети (под детьми подразумеваются не только дети, рожденные от кормильца, но и его братья, сестры, а также внуки), которые по закону считаются недееспособными и до наступления совершеннолетия не могут работать и содержать себя. Несовершеннолетним гражданам, к ним относятся лица, не достигшие 18 лет, не требуется доказывать факт иждивения, он предполагается исходя из их нетрудоспособности.

Далее те же категории родства, но в возрасте до 23 лет. Пенсия может начисляться до достижения 23-летнего возраста, если данные граждане будут являться студентами учебных учреждений очных отделений. В данном случае уже потребуется документ, подтверждающий факт иждивения и нетрудоспособности. Это справка из учебного заведения.

Опять же дети, в возрасте старше 23 лет, тоже могут претендовать на данную пенсию, но только в том случае, если они имеют инвалидность, но факт ее получения должен быть зафиксирован до достижения ими 18-летнего возраста. Следует отметить, что в данной ситуации право на пенсию сохраняется только за братьями, сестрами и внуками, у которых нет трудоспособных родителей.

Для родных детей возможность получать пенсию по потере кормильца сохраняется вне зависимости от того, состояли ли их родители в законном браке. Главное, чтобы был установлен факт отцовства (материнства), это либо свидетельство о рождении, либо свидетельство об установлении отцовства. Лишиться своего права на получение пособия могут только те дети, которые прошли процедуру эмансипации и до достижения 18-летнего возраста были признаны полностью дееспособными. К эмансипированным гражданам относятся дети, вступившие в законный брак до своего 18-летия, либо работающие по трудовому договору или занимающиеся частным предпринимательством с разрешения своих родителей или опекунов.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010)
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
1. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглаше­ния между супругами об уплате алиментов право требовать пре­доставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

нетрудоспособный нуждающийся супруг;

жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возрас­та восемнадцати лет или за общим ребенком — инвали­дом с детства I группы.

Еще раз подчеркнем, что супругами по смыслу закона при­знаются только граждане, состоящие в зарегистрированном браке. Гражданский, религиозный и иные «виды» браков пра­ва на алименты не дают.

Правом на материальную поддержку от другого супруга пользуются и бывшие супруги. Семейный кодекс РФ содер­жит исчерпывающий перечень случаев, когда бывший супруг вправе требовать необходимого материального содержания. Так, право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребен­ком возраста восемнадцати лет или за общим ребен­ком — инвалидом с детства I группы;

нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, став­ший нетрудоспособным до расторжения брака или в те­чение года с момента расторжения брака;

нуждающийся супруг, достигший пенсионного возрас­та не позднее чем через пять лет с момента расторже­ния брака, если супруги состояли в браке длительное время.

При этом нуждаемость супруга определяется с учетом конкретных обстоятельств. Как правило, к числу нуждающих­ся в помощи относится лицо, не имеющее самостоятельного заработка, не получающее пенсию и любого другого обеспе­чивающего прожиточный минимум дохода от принадлежаще­го имущества, включая вклады в кредитные учреждения, ак­ции и т.п.

БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ ДОЛЖНИКА

Л. МИХЕЕВА
Л. Михеева, кандидат юридических наук (г. Барнаул).
«Ушел из дома и не вернулся. » Такими словами начинаются обычно объявления о розыске пропавших людей. Помимо горя утраты пропажа человека влечет и проблемы юридического характера — как быть с имуществом пропавшего лица, каким образом содержать его иждивенцев и т.д.
Гражданское законодательство России предусматривает специальные правовые процедуры охраны имущества безвестно отсутствующих лиц и погашения их обязательств.
Закон различает признание лица безвестно отсутствующим и объявление умершим. Если суд признал гражданина безвестно отсутствующим, то предполагается, что он жив. Его имущество не наследуется и находится под охраной. При объявлении умершим, наоборот, предполагается, что человека нет в живых. Правовые последствия в этом случае наступают такие же, как и при смерти человека. Однако объявление гражданина умершим производится, если с момента исчезновения человека прошло пять лет, и лишь в исключительных случаях — через шесть месяцев (ст. 45 ГК РФ). Поэтому в большинстве случаев существуют основания только для признания гражданина безвестно отсутствующим.
Статья 42 ГК устанавливает: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года».
К заинтересованным лицам относятся не только члены семьи пропавшего или его предполагаемые наследники. Таковыми являются и кредиторы лица, т.е. граждане и организации, перед которыми без вести пропавший имел обязательства (долги).
Согласно ст. 252 ГПК РСФСР заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства заявителя (последнему известному месту жительства). В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие его безвестное отсутствие. Следующий этап действий заинтересованных лиц — обращение в орган местного самоуправления. После вступления решения суда в законную силу необходимо обратиться в местную администрацию (по последнему известному месту жительства гражданина). Дело в том, что гражданское законодательство предусматривает необходимость передачи имущества отсутствующего человека в управление.
Орган опеки и попечительства обязан в соответствии со ст. 43 ГК подыскать для имущества управляющего и заключить с ним договор доверительного управления. Повторим, что заинтересованы в этой процедуре не только члены семьи. Наверняка немалый интерес могут иметь те, кому пропавший гражданин остался должен.
Действующее законодательство не уточняет, какое именно подразделение органа местного самоуправления должно выполнять указанную функцию. Есть лишь указание ст. 34 ГК о том, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности этих органов в соответствии с Конституцией РФ решаются каждым регионом самостоятельно. Следовательно, законодательством субъекта Федерации исполнение функций по охране имущества безвестно отсутствующих лиц может быть возложено на какие-либо структурные подразделения местных администраций. В большинстве субъектов Федерации этот вопрос не решен, и следовательно, муниципальный исполнительный орган обязан сам совершать в необходимых случаях указанные действия.
Итак, любое заинтересованное лицо может подать на имя главы администрации (иного органа местного самоуправления) заявление примерно следующего содержания:
Решением _________________________ суда от ______________ года гражданин ______________________________________________________ признан безвестно отсутствующим.
Ему принадлежит имущество ________________________________________ (перечислить, если о наличии имущества заявителю известно).
Над данным имуществом требуется установить постоянное управление в целях его охраны, а также в целях погашения обязательств гражданина ______________________________________________________. На основании ст. 43 ГК РФ прошу вас назначить доверительного управляющего имуществом гражданина ______________________________ (здесь указать отсутствующего) и заключить с ним договор доверительного управления.
Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в том договоре доверительного управления, который будет заключать орган местного самоуправления.
К содержанию данного договора законодательство предъявляет ряд требований, закрепленных ст. ст. 1012 — 1026 ГК.
Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия — продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование — о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).
Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу — исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявит требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проведет изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства (районный отдел образования).
Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.
Кредиторам следует знать, что на случай исчезновения их должника закон предусматривает специальные правила обращения с его имуществом. Но, к сожалению, не всегда о них известно местной администрации, от которой зависит многое в соблюдении установленного законом порядка. Заметим, что при отказе обязанного органа в назначении управляющего у заинтересованных лиц есть право обращения в суд с обжалованием неправомерного отказа.
Совершенно иначе можно поступить, оказавшись в роли члена семьи пропавшего лица. Вполне понятно, что назначение управляющего над имуществом не представляет в этом случае интереса. Как и происходит чаще всего в жизни, семья не предпринимает никаких мер по обращению в суд, а по истечении установленного ст. 45 ГК пятилетнего срока инициирует объявление лица умершим. При этом движимое имущество безвестно отсутствующего фактически реализовано, остается унаследовать лишь недвижимость. Если за все пять лет кредиторы пропавшего без вести лица не предпринимали попыток взыскать долги, то в случае предъявления требований к правопреемникам последние могут смело ссылаться на пропуск срока исковой давности.
Таким образом, подача заявлений о признании лица безвестно отсутствующим и назначении управляющего над имуществом со стороны членов его семьи (детей, супруги, других родственников) может быть вызвана лишь необходимостью реализации недвижимого имущества или транспорта, распоряжение которым требует присутствия собственника.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
«СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 119-ФЗ
«ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.11.1997 N 143-ФЗ
«ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ»
(принят ГД ФС РФ 22.10.1997)
Российская юстиция, N 5, 2001

Популярное:

  • Закон о занятости населения в рф статья 32 Досрочная пенсия от центра занятости населения, если меня уволили по сокращению штата Мне 48 лет. Я проживаю в районах крайнего севера. В апреле 2016г меня сократили на работе. Мае 2016 зарегистрировалась в в центре занятости населения в качестве […]
  • Статья 30 федерального закона 400-фз Закон о страховых пенсиях с изменениями от 2016г Сохраните страницу в закладки! Федеральный Закон от 28. 12. 2013 года № 426-ФЗ предусматривает порядок проведения специальной оценки условий труда работников, как на рабочих местах, так и по предприятию в […]
  • Страховая пенсия по случаю потери кормильца заключение Страховые пенсии по случаю потери кормильца Готовая курсовая работа по праву социального обеспечения Выполнена в 2017 году, 28 страниц, 20 сносок по тексту. Оригинальность в системе Антиплагиат.ру - 67%. СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ […]
  • 25 фз ст 32 Статья 32. Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию Информация об изменениях: Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ статья 32 настоящего Закона изложена в новой редакции Размеры пенсий, назначенных в […]
  • Алименты с безвести пропавшего Признание должника по алиментам безвестно отсутствующим Президент РФ В. Путин подписал закон от 07.03.2018 г. № 48-ФЗ о признании должников по алиментам, находящихся в исполнительном розыске более 1 года, безвестно отсутствующими, что впоследствии дает […]
  • Куплю земельный участок под ижс омск Продажа земельных участков в регионе Омская область Номер объекта: #39/537814/799 Номер объекта: #39/538333/799 Номер объекта: #39/538359/799 Номер объекта: #39/537841/799 Номер объекта: #39/538302/799 Номер объекта: #39/537547/799 Продается земельный […]
  • 200 гражданский кодекс Статья 200. Начало течения срока исковой давности Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ статья 200 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г. Статья 200. Начало течения срока исковой […]
  • Судебная практика по ст228 ч3 ук рф ст. 228 УК РФ Судебная практика - Незаконное приобретение, хранение и перевозка наркотических средств Судебная практика по ст. 228 Уголовного Кодекса РФ - Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, […]
Безвестное отсутствие алименты